Дисертація присвячена проблемі реалізації міжпредметних зв’язків на уроках біології в основній школі. У дисертації здійснено аналіз висвітлення проблеми застосування міжпредметних зв’язків у психолого-педагогічній літературі, а також в практиці шкільної біологічної освіти; визначені педагогічні умови реалізації міжпредметних зв’язків на уроках біології в основній школі; встановлена структура готовності учнів основної школи до застосування на уроках біології знань із суміжних дисциплін ( фізики, хімії та географії). Розроблена й теоретично обґрунтована методика реалізації міжпредметних зв’язків біології, хімії, фізики, географії на уроках біології в основній школі з використанням системи завдань міжпредметного змісту на уроках формування умінь та навичок, застосування знань, умінь і навичок, узагальнення і систематизації знань у поєднанні з іншими засобами навчання (підручник, авторський навчальний посібник, таблиці, опорні схеми, робочий зошит з друкованою основою, мультимедійні засоби). Результати дисертаційного дослідження впроваджено в практику загальноосвітніх шкіл.
Диссертация посвящена проблеме реализации межпредметных связей на уроках биологии в основной школе. В диссертации осуществлен анализ проблемы применения межпредметных связей в психолого-педагогической литературе, а также в практике школьного биологического образования. Это дало возможность выяснить причины низкого уровня формирования у учеников умения самостоятельно устанавливать межпредметные связи между предметами естественнонаучных дисциплин; раскрыты подходы и обобщен опыт научного осмысления исследоваемой проблемы в педагогической теории и практике; установлены наиболее эффективные педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках биологии в основной школе; определена структура готовности учеников основной школы к применению на уроках биологии знаний из смежных дисциплин (физики, химии и географии). Исследования показали, что проблема реализации межпредметных связей в процессе обучения учеников биологии в современной общеобразовательной школе актуальная и требует фундаментального комплексного изучения. Нами разработана и теоретически обоснована методика реализации межпредметных связей биологии, химии, физики, географи на уроках биологии в основной школе с применением системы заданий межпредметного содержания на уроках формирования умений и навыков, использования знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний в комплексе с другими средствами обучения ( учебник, авторское учебное пособие, таблицы, опорные схемы, рабочая тетрадь с печатной основой, мультимедийные средства). Представленная методика реализации межпредметных связей на уроках биологии в основной школе состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, личностного, дидактико-методического, контрольно-регулирующего и результативно-оценочного. Педагогический эксперимент осуществлялся в несколько этапов на протяжении шести лет (2005-2011 гг.) и состоял из аналитико-констатирующего этапа – изучение состояния разработки проблемы в педагогической теории и школьной практике, обоснование темы исследования, формулировка гипотезы и заданий исследования, создание экспериментальной базы учебных заведений, проведение констатирующего этапа педагогического эксперимента; теоретико-моделирующего этапа – разработка теоретических основ исследоваемой проблемы, определение педагогических условий реализации межпредметных связей на уроках биологии разных типов в основной школе; апробация отдельных элементов экспериментальной методики и ее коррекция; экспериментально-обобщающего этапа – проведение формирующего этапа педагогического эксперимента, который предусматривал проверку гипотезы; систематизацию и обобщение экспериментальных даных; формулировку выводов по результатам исследования. Цель педагогического эксперимента состояла в проверке эффективности экспериментальной методики. После ее внедрения наблюдаются качественные изменения в учебных достижениях по биологи учащихся 7 – 9 экспериментальных классов. Они показывают более высокие результаты в сравнении с учащимися контрольных классов. Задания межпредметного содержания систематически используются на уроках формирования практических умений, обобщающих уроках и фрагментарно на всех этапах учебно-воспитательного процесса, в организации и проведнии систематического контроля и коррекции знаний по биологии. Для письменного контроля создавались соответствующие теме варианты заданий с межпредметным содержанием. Педагогический эксперимент является логическим продолжением проведенных теоретических исследований и выступает основным показателем для проверки их вероятности, эффективности и практической значимости. Подтверждено, что использование межпредметных заданий на уроках биологии в основной школе повышает мотивацию изучения естественнонаучных дисциплин, активизирует творческую деятельность учеников общеобразовательных школ. Результаты экспериментальных исследований подтверждают эффективность разработанной методики реализации межпредметных связей на уроках биологии в основной школе. Внедрение результатов диссертационного исследования в практику современной общеобразовательной школы дает основания утверждать, что все поставленные задачи были решены, реализована цель и подтверждена гипотеза эксперментального исследования.
The thesis is dedicated to the problem of cross-curricular connections in biology lessons at elementary school. The problems of application of inter-curricular connections in psychological and pedagogical literature and in practice of school biological education were analyzed in the thesis; the most effective pedagogical conditions for the implementation of cross- curricular connections in biology lessons at the elementary school were determined; the structure of primary school pupils’ readiness for the use of knowledge from related disciplines (physics, chemistry and geography) in biology lessons was identified. The methodology of cross-curricular connections between biology, chemistry, physics, geography in biology lessons at elementary school using the system of cross- curricular tasks for comprehending and application of knowledge and skills, summarizing and systematization of knowledge, combined with other teaching aids (textbook, author’s tutorial, tables, basic circuit, workbook with printed basis, multimedia) was developed and theoretically proved. The results of the thesis research were implemented into practice at secondary schools.