Дисертацію присвячено проблемі духовного становлення особистості. У роботі розкрито зміст понять “духовність”, “духовні потреби” особистості; висвітлено в історичному розрізі особливості позанавчальної діяльності учнів як фактору формування їхніх духовних запитів; доведено доцільність залучення дітей до мистецтва живого слова як оптимального засобу активізації досліджуваного процесу; виявлено ефективні педагогічні умови та форми роботи з використанням “живого” слова у позанавчальній діяльності; визначено критерії діагностування та рівні сформованості духовних потреб молодших школярів; визначено зміст якостей духовності учнів молодшого шкільного віку; розроблено та експериментально перевірено та технологію формування і розвитку духовних потреб в умовах гуртка виразного читання.
Диссертация посвящена проблеме духовного становления личности. В работе дается теоретико-аналитический обзор философской, психолого- педагогической литературы по вопросу формирования духовных потребностей человека. В диссертации обосновывается понятие духовность (как особенность психической организации индивида, которая выражается в его чувственно- эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферах и является определяющей в формировании ценностей, качеств человека, которыми детерминируются его жизненные потребности, деятельность); составляющие ее качества соотносительно возрастной периодизации. "Духовные потребности” определяются как система необходимостей в сфере духовности, которая обеспечивает развитие социального субъекта. В часности в сфере жизнедеятельности младших школьников выделены как доминирующие потребности быть добрым, чесным, альтруистом, ответственным, чутким. Как фактор духовного развития рассматривается внеклассная деятельность учащихся (система взаимосвязаных мероприятий и действ школьников и педагогов на этапах самоопределения, самореализации, самоутверждения личности, направленная на отношениие к учащемуся как Человеку, которому свойствен ценностный мир, специфическое отношение к окружающему и своему месту в нем). Исторический обзор проблемы засвидетельствовал оптимальность условий внеклассной деятельности для активизации духовного развития школьников. Представлены доказательства эффективности организации исследуемого процесса посредством приобщения младших школьников к искусству слова. Раскрыты особенности влияния выразительного чтения на духовное совершенствование личности; обнаружены оптимальные .формы работы с детьми (простые, сложные, комплексные) и средства формирования их .духовных потребностей в художественно- творческой деятельности. Аргументировано, что эффективным условием формирования духовных потребностей младших школьников во внеучебной деятельности есть создание и организация работы кружка выразительного чтения как системы работы. Определены критерии диагностирования духовных потребностей младших школьников (особенности самоопредиления, мотивы и проявление духовных качеств, готовность к эмоциональному отзыву, умение сделать моральный выбор в смоделированных и реальных конфликтных ситуациях, ранговое положение в коллективе). За определенными критериями выявлено уровни сформированности духовных потребностей респондентов (надвысокий, высокий, средний, низкий). Проверено экспериментально-исследовательской работой, что разработанные нами критерии и показатели сформированности духовности, позволяют корректировать, сосредотачивать и конкретизировать процесс духовного развития младших школьников. Дано характереологическое содержание проявления качеств “доброта”, “ответственность”, “альтруизм”, “чуткость”, “чесность” в младшем школьном возрасте и осуществлено проэктирование методов их экспериментального изучения. Разработаны пути, структура и механизмы формирования духовных потребностей детей в кружке выразительного чтения. Представлена технология организации кружка и определены педагогические приемы и особенности его деятельности: усиленное внимание к эмоционально-образному осмыслению художественных произведений; поддержание эмоционального восхищения действиями; поощрение проявления индивидуальности в процессе восприятия и чтения произведений; глубокое содержательное наполнение занятий, видов и форм работы; творческое проэктирование деятельности школьников в кружке; педагогическое диагностирование возможных вариантов проявления духовных качеств; личностно-сориентированный подход к кружковцам; сотрудничество педагога и воспитанников и т.д. Дается количественное и качественное обоснование целесообразности внедрения экспериментальных технологий в воспитательный процесс средней школы.
The dissertation is dedicated to the problem of spiritual moulding of a personality. The scientific work reveals the content of such notions as: “spirituality”, “spiritual needs” of a personality; the peculiarities of out-of-class activities as a factor of moulding of pupils’ spiritual interests are illustrated through historical approach; reasonable involving of the pupils into the process under research through the expressive reading; effective teaching conditions and methods through the expressive reading in out-of-class activity are discovered, diagnostic criteria and levels of formation of spiritual needs of junior pupils are worked out; the content of spiritual qualities is worked out and experimentally tested; the technology of moulding of spiritual qualities through the expressive reading clubs is worked out.