В диссертационной работе на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выделены следующие ключевые аспекты самостоятельной работы студентов – самостоятельность (независимость) студентов и ее направленность со стороны преподавателя, что вызывает необходимость поиска эффективных путей педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов с широким использованием ИКТ, особенно в современных условиях смешанного и дистанционного обучения, а именно перехода к компьютерно-ориентированному управлению и созданию целостной компьютерно-ориентированной системы управления самостоятельной работой студентов.
В первом разделе «Теоретические основы разработки компьютерно-ориентированной системы управления самостоятельной работой студентов педагогических университетов» осуществлен анализ научной литературы относительно роли и места самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, раскрыт понятийный аппарат исследования, обобщены основные подходы к определению понятий «самостоятельная работа студентов», «управление самостоятельной работой студентов»; охарактеризованы психолого-педагогические условия эффективной реализации компьютерно-ориентированного управления самостоятельной работой студентов; определены функции управления самостоятельной работой студентов, их содержание на основе использования современных ИКТ и основные преимущества использования ИКТ для управления самостоятельной работой студентов. Разработана и научно обоснована модель компьютерно-ориентированной системы управления самостоятельной работой студентов, к составляющим которой относятся: 1) цель самостоятельной работы студентов; 2) субъекты управления (преподаватели и студенты), выполняющие функции управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов; 3) объект управления (самостоятельная учебная деятельность студентов); 4) компьютерно-ориентированные средства управления самостоятельной работой студентов (совокупность взаимосвязанных компонентов: содержание самостоятельной работы, компьютерно-ориентированные методы, средства и организационные формы обучения); 5) прямые и обратные связи; 6) результат самостоятельной работы студентов. Во втором разделе «Методика управления самостоятельной работой студентов педагогических университетов с компьютерной поддержкой в процессе обучения информатике» разработаны отдельные компоненты компьютерно-ориентированной системы управления самостоятельной работой студентов педагогических университетов в процессе обучения информатике. А именно: 1) определена цель самостоятельной работы, которая заключается в формировании информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей; в развитии их самостоятельности и навыков самоуправления самостоятельной учебной деятельностью для дальнейшего профессионального развития и сотрудничества в информационном обществе; в содействии навыков самоуправления самостоятельной учебной деятельностью и информационно-коммуникационной компетентности своих учеников; 2) разработано содержание самостоятельной работы с педагогически взвешенным подбором и учетом профессионально ориентированной направленности задач для разного уровня производительности самостоятельной учебной деятельности; 3) осуществлен отбор компьютерно-ориентированных средств обучения (управленческих), в том числе специализированных программных средств, использование которых обеспечивает все этапы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения информатике (планирование, мотивацию, организацию, контроль, регулирование).
Результаты проведенного педагогического эксперимента подтверждают гипотезу о том, что разработанная и теоретически обоснованная компьютерно-ориентированная система управления самостоятельной работой студентов педагогических университетов в процессе обучения информатике позволяет улучшить их профессиональную подготовку, в том числе информационно-коммуникационную компетентность будущих учителей, а также сформировать у студентов умение осуществлять самоуправление самостоятельной учебной деятельностью, что предусматривает формирование навыков самообразования, самопознания, самосовершенствования и обучения в течение всей жизни и содействия развитию соответствующих навыков у будущих учеников.
The dissertation research summarizes the main approaches to defining such concepts as “students’ independent work” and “management of students’ independent work”. It also clarifies the content of the basic concepts of the research and defines the functions of managing students’ independent work and the functions’ maintenance (based on use of the modern ICT) as well as the main advantages of ICT use for management of students’ independent work. Besides, the research develops and scientifically substantiates the model of computer-based management system for students’ independent work, as well as some of its components in the process of teaching computer science in pedagogical universities (objective and content of independent work; the performed selection of computer-based teaching tools (i.e., management tools), including specialized software. The use of such tools provides all stages of managing students’ independent work: planning, motivation, organization, control, and regulation).
The findings of the pedagogical experiment are presented. They confirm the effectiveness of the proposed computer-based management system for independent work of students of pedagogical universities in the process of teaching computer science.