Дисертацію присвячено проблемі формування стратегічної компетенції у майбутніх
фахівців філологічного профілю засобами мовленнєвих симуляцій. У рамках дослідження виведено логічну структуру іншомовної стратегічної компетенції у студентів філологічних спеціальностей, встановлено номенклатуру необхідних для формування комунікативних стратегій, визначено дидактичний потенціал
мовленнєвих симуляцій в іншомовному навчанні студентів вищих навчальних закладів. Завдяки теоретичним напрацюванням розроблено методику формування у
студентів філологічних спеціальностей англомовних комунікативних стратегій з
використанням мовленнєвих симуляцій (на прикладі майбутніх учителів англійської
мови), яка містить відбір навчального матеріалу, лінгводидактичну модель навчання,
систему вправ і завдань. Ефективність методики формування у студентів філологічних спеціальностей англомовних комунікативних стратегій з використанням мовленнєвих симуляцій перевірено в ході експериментального навчання. Сформульовано методичні рекомендації щодо формування у студентів філологічних спеціальностей іншомовних комунікативних стратегій за авторською методикою.
The thesis is dedicated to the formation of future philology specialists` strategic
competence by means of speech simulations. Within the research framework the following was accomplished: logical structure development of foreign language strategic competence of students acquiring philology-related majors; a range of necessary communicative strategies was established, educational potential of speech simulations in the foreign language tertiary level students` education was defined. Due to the outcomes of conducted theoretical study a new methodology of forming foreign language communicative strategies of students acquiring Philology-related majors using
speech simulations was elaborated and included choosing educational material, linguistic-didactic model of education, a system of exercises and tasks. The effectiveness of methodology of forming foreign language communicative strategies of students acquiring Philology-related majors was verified and confirmed in the experimental teaching. Based on theoretical study and outcomes resulting from the development and experimental validation of the new methodology, didactic recommendations for forming
students` foreign language communicative strategies by means of author`s methodology were developed.
Диссертация посвящена проблеме формирования стратегической компетенции у
будущих специалистов филологического профиля средствами речевых симуляций.
В рамках исследования выведена логическая структура иноязычной стратегической
компетенции у студентов филологических специальностей, составлена номенклатура необходимых для формирования иноязычных коммуникативных стратегий. Стратегическая компетенция включает на тактическом уровне – языковые знания и речевые навыки, на тактично-стратегическом – речевые умения в разных видах речевой деятельности, на собственно стратегическом уровне – основные и сопутствующие иноязычные коммуникативные стратегии, а также предметные стратегии. Разработаны критерии оценивания стратегической компетенции в иноязычном говорении и соответствующие им показатели, в числе которых мыслительный, речевой, целевой и учебно-компенсаторный. Определено, что для достижения желаемого уровня сформирования стратегической компетенции в говорении необходимо учитывать такие факторы как особенности монологической, диалогической и полилогической речи, типичные сферы использования языка специалистами филологического профиля – общего употребления, профессионального направления и межкультурного направления, а также дидактические характеристики речевых симуляций. В результате теоретических наработок определены значимые свойства речевых симуляций для использования в обучении студентов филологических специальностей: функциональные роли участников симуляции; моделирование среды с учётом этики реальной жизни; соблюдение речевого этикета; наличие неотъемлемых компонентов брифинга, собственно симуляции и дебрифинга (трёх этапов), студентов-участников,
преподавателя-модератора, сценария, постановки проблемы, симуляционной среды,
коммуникативного взаимодействия. Установлено, что использование речевых симуляций как в иноязычном обучении в общей сложности, так и в формировании коммуникативных стратегий в частности, обеспечивает повышенную мотивацию и ощущение безопасности у студентов, практическое применение стратегий в различных реалистических ситуациях, а также побуждает к творчеству.
Разработана методика формирования у студентов филологических специальностей
англоязычных коммуникативных стратегий с использованием речевых симуляций,
которая основывается на когнитивно-коммуникативном, социокультурном и
деятельностно-ориентированном подходах; на логической структуре иноязычной
стратегической компетенции студентов филологических специальностей; на анализе
лингвистических особенностей говорения студентов-филологов; на дидактических
возможностях речевой симуляции в обучении студентов. Определены критерии отбора учебного материала: критерии коммуникативной ценности, профессиональной направленности, тематического соответствия, языковой насыщенности, стилистической ценности, мотивирующей ситуативности, современности, аутентичности. Результатом отбора учебного материала стали аутентичные тексты, в частности современных средств массовой информации.
Разработана система упражнений и заданий, состоящая из трех групп. В систему
входят группы упражнений для: обучения стратегической компетенции в сфере общего употребления языка; обучения стратегической компетенции в сфере профессионального направления; обучения стратегической компетенции в сфере межкультурного направления. Каждая из этих групп упражнений и заданий реализирует три этапы обучения: тактический, тактически-стратегический и стратегически-симуляционный, которым соответствуют компоненты тактического, тактически-стратегического и собственно стратегического уровней стратегической компетенции. Экспериментально подтверждена эффективность авторской методики. Для внедрения методики в учебный процесс вузов предложены методические рекомендации.