У дисертації вперше здійснено аналіз педагогічної проблеми розвитку особистості за творчою спадщиною Г.С. Сковороди. На основі вивчення й узагальнення автентичних текстів та наукових праць з’ясовано, що ідеї Г.С. Сковороди стали творчим продовженням ідей українських мислителів і педагогів епохи українського бароко; визначено ідеї Г.С. Сковороди щодо розвитку особистості: безперервний саморозвиток на основі самопізнання і рефлексії, оснований на духовно-моральному базисі особистості. Виокремлено місію та завдання учителя в розвитку особистості учня. Зазначено про зв’язок педагогічних ідей про розвиток особистості
Г.С. Сковороди та сучасних психолого-педагогічних і філософсько-освітніх
засад реформування національної системи освіти. Накреслено шляхи використання педагогічних ідей про розвиток особистості у сучасних умовах становлення національної системи освіти.
The dissertation presents a systematic research of the pedagogical problem of
personality development in the Gregory S. Skovoroda’s heritage. Based on the study
and synthesis of authentic texts and scientific papers the author found that the
Gregory S. Skovoroda’s ideas began a creative continuation of the ideas of thinkers
and teachers of Ukrainian Baroque era. The author identified the following ideas by
Gregory S. Skovoroda about personality development: self-development should be
based on self-knowledge and continuous reflection, based on spiritual and moral
principles of the individual. The author has defined the teacher’s mission in the
development of the personality of the student. Indicated on the relationship of
pedagogical ideas in the field of personal development by Gregory S. Skovoroda and
modern psychological, pedagogical and philosophical foundations of educational
reform national education system. Outlines ways to use ideas on education in the
field of personal development in the modern conditions of formation of the national
education.
В диссертации впервые осуществлен анализ педагогической проблемы
развития личности в творческом наследии Г.С. Сковороды. На основе изучения
и обобщения результатов герменевтического анализа аутентичных текстов и научной историографии выяснено, что идеи Г.С. Сковороды стали творческим
продолжением идей украинских мыслителей и педагогов эпохи украинского
барокко. Показано, что философско-этические и педагогические взгляды
Г.С. Сковороды сформировались в условиях становления украинской нации в
эпоху украинского барокко (середина XVII–XVIII вв.). Жизнь и творчество
украинского мыслителя можно разделить на несколько этапов, критерием
определения границ которых являются не столько объективные жизненные
обстоятельства, сколько волеизъявление самого Г.С. Сковороды, его решения,
которые определялись уровнем зрелости его личности.
Впервые педагогическая проблема развития личности рассмотрена с
привлечением широкого массива творческого наследия Г.С. Сковороды,
синкретического по своей сути, как литература эпохи барокко.
Определены сущность и смысл развития личности, а также задачи
учителя по развитию личности в наследии Г.С. Сковороды.
Устaновлено, что сущность идей Г.С. Сковороды о развитии личности
заключается в том, что этот процесс должен протекать как саморазвитие
личности, основанное на саморефлексии, при наличии свободы в сочетании с
ответственностью индивида за собственные поступки.
На основе педагогических идей Г.С. Сковороды условно выделены
четыре стадии развития личности: 1) самопознание, которое определяет
направленность внимания личности к самоидентификации и трансцендентных
ценностей, дает личности постижение смысла человеческого бытия,
2) самоопределение, предполагает выяснение «сродности» индивида, то есть
способностей, одаренности для выполнения определенного вида труда,
избрания своей профессии, 3) саморазвитие, которое включает умственное
(интеллектуальное и психическое), физическое, социальное на основе
морально-духовного развития; 4) самосовершенствование как наивысший
уровень сформированности духовных качеств личности.
Выяснено, что смысл развития личности, по Г.С. Сковороде: во-первых,
обеспечивает постижение действительности через самопознание, во-вторых,
обеспечивает интеллектуальный, моральный рост, возвышает личность в
обществе, дает возможность создания культурных ценностей, что делает
личность элитарной, в-третьих, помогает человеку понять, в чем заключается
его счастье. Данные смыслы наполняют идеи Г.С. Сковороды гуманизмом и
демократичностью, а транспонирование их в плоскость педагогики составляет
ценностный уровень наследия мыслителя.
Устaновлено, что задачи учителя по развитию личности Г.С. Сковорода
считает настолько значимыми, что их можно определить как миссию учителя.
По мнению украинского педагога, миссия учителя – в ненасильственном
содействии становлению молодого поколения, в защите от разрушительных
воздействий окружающего мира, особенно в создании и поддержании
партнерских отношений между учителем и учеником, наставником и
воспитанником, взрослым и ребенком для достижения самоутверждения и
самореализации личности. Таким образом, Г.С. Сковорода является одним из основоположников
гуманистической педагогики.
Педагогические идеи Г.С. Сковороды нужно определять по совокупности
его творческого наследия, которое отражает синкретичность литературы того
времени, а также стилистику барокко – символичность и аллегоричность.
Установлено, что идеи Г.С. Сковороды, которые концептуально
очерчивают проблему развития личности, были творчески разработаны в
теоретико-педагогических взглядах и образовательной практике выдающихся
украинских педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, О.В. Сухомлинского.
Выявлена традиция гуманистических педагогических идей в области
развития личности Г.С. Сковороды и современных психолого-педагогических и
философско-образовательных основ реформирования национальной системы
образования. Очерчены пути использования педагогических идей в области
развития личности в современных условиях становления национальной
системы образования.