Дисертація присвячена дослідженню глибинних засад традиції у її духовних вимірах, актуалізація яких забезпечує її дієвість в різних культурноісторичних періодах і дає можливість переосмислити тенденції функціонування сучасного українського суспільства. У результаті дослідження з’ясовано, що розгляд традиції тільки в площині соціальної реальності або в просторі людської суб’єктивності, позбавляє її певного незмінно визначеного сутнісного начала. Обґрунтований концепт “духовність традиції” дозволяє розглядати традицію як метафізичну основу буття культури, антропологічний стрижень, сутність людської онтології. Проведене дослідження наголошує на важливості релігійного виміру духовності традиції. Завдяки йому традиція залишається живою, не дивлячись на глибоку духовну кризу, оскільки утверджує високі моральні ідеали любові і християнської святості.
This dissertation focuses on the study of foundations of tradition in its spiritual
form, the topicality of which ensures its longevity in various cultural and historic
periods and gives the opportunity to comprehend the ways in which contemporary
Ukrainian society functions. The results of the research have revealed that by examining tradition only in the context of social reality or human subjectivity deprives it of a certain invariably determined essential beginning. The substantiated concept of spirituality of the
tradition allows examination of the tradition as a metaphysical foundation of the cultural being, anthropological vector, the essence of human anthology. The research emphasizes the importance of the religious dimension of spirituality of the tradition. It invigorates the tradition, despite undergoing a deep spiritual crisis, it consolidates high moral ideals of Christian love and sanity.
Диссертация посвящена исследованию глубинной сущности традиции в ее духовных измерениях, актуализация которых обеспечивает ее действенность в разные культурно-исторические периоды и дает возможность переосмыслить тенденции функционирования современного украинского общества. В результате исследования выяснено, что рассмотрение традиции только в плоскости социальной реальности и объективной рациональности, или в пространстве человеческой субъективности, лишает ее качественной определенности. На таком уровне понимания традиция часто рассматривается как антитеза свободе и творчеству человека. Существует возможность некорректного использования понятия “традиция” и отождествление ее со многими понятиями, лишенными метафизических глубин. В широком социально-философском значении правомерно говорить о традиции как особенной онтологической реальности. В исследовании обоснован концепт духовности традиции, согласно которому традиция – это метафизическая основа бытия культуры, антропологическая основа, дух и тело культуры, язык бытия, сущность человеческой онтологии. Подчеркивается, что метафизические основания традиции не отрицают ее человеческую сущность. Напротив, реально дух существует как конкретный человеческий индивид, который осознает себя через понимание своего
отношения к другим, осознает дух народа, его культурно-историческую общность. Духовность традиции предусматривает не только способность жить надличностными идеалами, святынями, ценностями, но и способность в самом человеке отыскивать то невещественное, трансцендентное, что составляет ценность жизни. Обосновано, что духовность традиции предусматривает не только хранение и передачу смыслов, которые закрепляются в знаковых формах культуры, но и диалог как движении к трансцендентному. Такой диалог полагает свободу человека. Свобода обретая конкретное экзистенциальное выражение через необходимость принимать решение в ситуациях встречи с “другим”, реализуется в ответственном и творческом характере человеческих поступков. Показано, что отсутствие смысла, который заключает в себе традиция, или его искаженное содержание, вынуждает человека прибегать к суррогатным смыслам или имитациям, которые разрушают прежде всего моральные основы его жизни. Это приводит индивида к замкнутости в своей субъективности, к состоянию бездомности и к пониманию мира бытия как предмета повиновения. Анализ проблемы ментальности и традиции подтверждает, что в основе менталитета положена идея, составляющая духовный идеал нации. Ментальные ценности – своеобразный защитный механизм и средство взаимосвязи
национальной и мировой культуры, отдельного индивида и общества. Любые
реформы, которые пытаются “забыть” традиционное мировоззрение народа, не
могут быть успешными и могут привести к мировоззренческим и идентификационным проблемам. Внутренний мир и менталитет украинского
народа всегда формировался под влиянием культурно-исторических традиций
православия. Изменения, происходящие в мире не в состоянии разрушить
глубинные ментальные основы народа – живительного источника каждого
нового поколения. Имманентной сущностью традиции является ее нравственное измерение. Традиция – это не только определенный опыт и знание, а также нравственное совершенство и внутренняя цельность духовной жизни человека. Существует объективная истина в системе ценностей, потому что Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту
объективную систему ценностей. Бог создал человека, даровав ему Свой образ,
а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство.
Абсолютные нравственные ценности дают возможность человеку выйти за
пределы телесного, профанного существования и помогают приблизиться к
Абсолютному началу – Богу. Дается обоснование ценности традиционного, всеобще-универсального в воспитании личности. Акцентируя внимание на духовном содержании традиции, ее творческом потенциале, рассматриваются важные аспекты взаимосвязи традиции, морального авторитета и семьи. Анализ семьи как
формы духовной жизни актуализирует осмысление традиционного христианского учения о семье: преобладание духовного начала над душевным
и телесным, внутренняя свобода как потенциальная возможность личности;
нравственные черты наставника (мудрость, истинный авторитет); условия
реализации (диалогичность, дисциплина). Это позволяет по-новому
переосмыслить традиционные ценности семьи, приближая их понимание к
современности. Проведенное исследование с необходимостью подчеркивает главный вектор духовных измерений традиции – религиозный. Благодаря ему традиция, несмотря на глубокий духовный кризис современности, остается живой,
утверждая высокие моральные идеалы любви и христианской святости