Дисертація присвячена дослідженню сутності, ролі, інструментам та видам
педагогічної взаємодії з підлітками - студентами коледжу культури і мистецтв.
У дисертаційній роботі представлено аналіз теоретико-методологічних
підходів до вивчення проблеми педагогічної взаємодії у вітчизняній та зарубіжній
педагогіці та психології. Розкрито роль та розроблено структурно-функціональну
модель соціального становлення підлітка-студента в процесі педагогічної взаємодії,
яка дозволяє зафіксувати основні компоненти соціально-педагогічного процесу;
виявлено мотиви та розроблено критерії рівнів готовності підлітків-студентів і
педагогів до взаємодії. Обгрунтовано психолого-педагогічні умови, створено та апробовано спеціальний курс для педагогів „Особливості взаємодії з підлітками" та факультатив для студентів „Навчаємось спілкуватись" з формування навичок педагогічної взаємодії.
The thesis is devoted to the study of essence, role, instruments and type of pedagogical interaction with freshman students of die Culture and Art College. The thesis analyzes theoretical and methodological approaches to the study of pedagogical interaction in Ukrainian and foreign Pedagogy and Psychology. The research conducted shows structural and functional model of the freshman students development in
the process of pedagogical interaction that enables to single out the main components of
social and pedagogical process. It reveals as well the motives and criteria of the levels of
freshman students and teachers readiness to interact. Moreover, the analysis substantiates psychological and pedagogical conditions. It approbates the special teachers course "The peculiarity of interaction with freshman students" as well as the elective students course "Let's learn to interact". The courses aim at developing the skills of pedagogical interaction
Диссертация посвящена исследованию сущности, роли, инструментам и видам педагогического взаимодействия с подростками - студентами колледжа. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы обоснована актуальность темы исследования и сформулированы основные концептуальные положения относительно организации процесса педагогического взаимодействия с подростками-студентами учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации. Педагогическое взаимодействие рассматривается как сложное педагогическое явление, которое имеет свое содержание, свои особые стойкие признаки, дающие возможность говорить об уровне развития культуры тех субъектов, которые
общаются. Общение выступает как педагогическая категория и как творческий
процесс которым управляет именно педагог и в котором, вместе с тем, существует
социальная личность - подросток, выступающий в социальной роли студента.
В ходе экспериментальной работы были выделены и распределены по блокам
факторы, влияющие на социальное становление подростков-студентов:
целенаправленное влияние общества на личность; социальная среда; социально
педагогическая среда, воспитательные институты; умение критически оценивать
собственную и чужую позицию, идеи, установки. Исходя из этого, педагогическое
взаимодействие может осуществляться и проявляться лишь благодаря специально
спроектированным условиям и при наличии соответствующего педагогического
управления, где педагог и подросток выступают как два основных субъекта.
В ходе исследования выявлено, что педагогическое взаимодействие служит основой для структурно-функциональной модели социального становления подростка - студента колледжа. На основании модели раскрыта роль и зафиксированы основные компоненты социально-педагогического процесса; выявлены
мотивы и разработаны критерии уровней готовности подростков-студентов к
взаимодействию. Анализ педагогического взаимодействия как процесса обусловил необходимость определения показателей эффективности социально-педагогической
деятельности. Для этого была разработана и апробирована на практике структурно-функциональная модель социального становления личности. Предложенная
модель отображает спектр проблем подростков, возможность коррекции их интересов, социальных установок, социального опыта, повышение социального статуса, профессионального образования. На основании комплексного анализа нами выявлено, что не все педагоги на достаточном уровне владеют сформированными умениями и навыками для эффективного педагогического взаимодействия. Для решения этой проблемы был предложен специальный курс для педагогов "Особенности взаимодействия с подростками", который способствовал углублению знаний, формированию стратегии и тактики по вопросам профессионально-педагогического взаимодействия. С целью формирования навыков педагогического взаимодействия у подростков - студентов колледжа — был практически реализован ежегодный факультатив "Учимся общаться" в форме тренинга для первокурсников. Тренинг предусматривал решение задач смоделированной педагогической ситуации, в которой подросток-первокурсник сам выбирал стиль взаимодействия (от активно-положительного к активно-отрицательному) и вид взаимодействия (деятельность, игра общение).
Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что подростки - студенты колледжа культуры и искусств стремятся как к самому процессу взаимодействия, так и к овладению качественным уровнем приобретенных умений, добиваются их реализации путем включения в активную деятельность. Экспериментальная работа доказала что педагогическое взаимодействие базируется на трех основных принципах: конкретно-ситуативном взаимодействии, личностно-ориентированном характере взаимодействия и установке на
положительные отношения к процессу и субъекту взаимодействия