Дисертація присвячена розробці методичної системи проведення практичних
занять з математики зі студентами економічних спеціальностей. Виділені психолошпедагогічні передумови та методичні вимога щодо забезпечення необхідного рівня математичної підготовки студентів. Вперше розроблена методична система організації і проведення практичних занять з математики студентам економічних спеціальностей в умовах диференційованого навчання, яка забезпечує реальні результати математичної підготовки студентів і підвищення якості навчання зі
спеціальних дисциплін, суттєво впливає на формування професійних навиків
майбутніх економістів. Побудована на основі особистісно-діяльнісного підходу до
навчання, рівневої диференціації, методична система дає можливість студентам
різного рівня навченості та научуваності досягати поставлених цілей навчання.
Основні положення дисертації підтверджені педагогічним експериментом.
Didactical reasons with psychologycal elements and methodical requirements to ensure
a necessary level of mathematical training of students are distinguished. For the first time the methodical system of organization and conducting practical studies in mathematics for
students of economical specialities in conditions of differentiational teaching is worked out. It ensures real results of mathematical training of students, improves quality of training in
special disciplines and essentially influences on the formation of professional skills of future economists. Built on the base of individualization of teaching, the methodical system gives an opportunity to students of different levels of learning and teaching to achieve set aims of training. The main thesis of the dissertation are proved by a pedagogical experiment.
Диссертация посвящена обоснованию необходимости усовершенствования
математической подготовки студентов экономического профиля, разработке
методической системы проведения практических занятий по математике со
студентами экономических специальностей. Уточнены и конкретизированы цели и задания математической подготовки студентов экономического профиля, намечены пути их реализации. Выделены и проанализированы психолого-педагогические предпосылки обеспечения необходимого уровня математической и профессиональной подготовки студентов, в частности: адаптация студентов-первокурсников к условиям вузовской жизни, оценка психологического потенциала личности, мотивация потребностей, различные стратегии мышления и пути их совершенствования. Определены психолого-педагогические условия эффективной реализации методической системы проведения практических занятий по математике со студентами экономических специальностей, основными из которых являются: отбор учебного материала, следование преподавателя основным дидактическим принципам обучения, создание психологической установки на восприятие и осмысление студентами предложенных для решения задач; организация познавательнойдеятельности, направленной на развитие творческою мышления.-
Рассмотрены определяющие факторы и основные условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения математическим
дисциплинам. Проанализированы результаты социологических исследований мотивационной сферы студентов. Обосновано, что важным фактором повышения эффективности учебного процесса является модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний, навыков и умений студентов. Определены условия ее влияния на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.
Впервые разработана методическая система организации и проведения
практических занятий по математике студентам экономических специальностей в
условиях дифференцированного обучения, которая обеспечивает реальные
результаты математической подготовки студентов, повышение качества подготовки
по специальным дисциплинам и существенно- влияет на формирование
профессиональных навыков будущих экономистов. Объективно проведенная диагностика уровня математической подготовки и математического развития студентов I курса стала одним из важных факторов, которые определили разработку методической системы проведения практических занятий по математике на основе выделения динамических типологических групп студентов. Их наличие требовало дифференциации обучения, во время которой осуществлялся отбор содержания, методов, форм обучения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов и группы в целом. Определены место и роль каждого занятия как структурной единицы в общей системе практических занятий; предложена схема их планирования.Выдвинуты требования к отбору системы математических задач.
Исходя из того, что функции задач определяются целями математического
образования в экономическом вузе, целями изучения специальных дисциплин,
спецификой деятельности специалиста экономического профиля выделяются задачи собственно математического характера, ситуационные задачи и задачи
экономического содержания. Решен вопрос количественного соотношения этих задач, разработана методика организации поиска их решений. Эффективным оказалось проведение деловых игр, использование обучающих и контролирующих тестов, комплексных контрольных заданий, опорных конспектов, терминологических словарей основных экономических понятий. Практика проведения деловых игр подтвердила необходимость использования этого метода для формирования у студентов адекватного представлений о их будущей профессиональной деятельности. Установлено, что рациональное сочетание коллективной, групповой и
индивидуальной работы студентов на практических занятиях по математическим
дисциплинам позволяет студентам разного уровня обученноста и обучаемости
достигать поставленных целей обучения. Подтверждена определяющая роль самостоятельной работы в достижении наивысшего уровня активности студентов. Выделены три уровня самостоятельности студентов. В диссертации рассмотрены возможности использования пакета программ Excel. Усовершенствована система контроля знаний студентов. Обоснована важность комплексной проверки учебной деятельности студентов, в частности развития математических и профессиональных навыков и умений, творческих способностей и познавательных интересов, динамики общего развития. Основные положения диссертационного исследования проверялись экспериментально на протяжении пяти лет. Предложенная методическая система проведения практических занятий по математике может быть использована на любом экономическом факультете.