Дисертацію присвячено проблемі формування комунікативномовленнєвих умінь молодших школярів засобами прийменникових конструкцій. Окреслено науково-теоретичні засади проблеми розвитку комунікативно-мовленнєвих умінь молодших школярів засобами прийменникових конструкцій; визначено лінгводидактичні та психологічні основи, з’ясовано нейропсихологічні та фізіологічні передумови формування комунікативно-мовленнєвих умінь молодших школярів із ТПМ.
У дослідженні розроблено критерії та виявлено рівні засвоєння семантичних, граматичних та синтаксичних властивостей прийменникових конструкцій в учнів підготовчих – 4-х класів із ТПМ, особливості їх уживання в різних мовленнєвих ситуаціях. Створено, теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено
лінгводидактичну систему роботи з прийменниковими конструкціями як
оптимально можливу для формування комунікативно-мовленнєвих умінь
молодших школярів із ТПМ.
The survey of scientific and methodological literature, the results of
interviewing primary school teachers of specialized schools for children with
serious speech disorders (SSD) have revealed a non-sufficient amount of
prepositions in the Ukrainian language current curricula and manual books, which
negatively results in improper communicative characteristics of junior
schoolchildren’s speech. The research contains the analysis of theoretical and methodological bases for developing communicative and speech abilities among junior schoolchildren with serious speech disorders by means of prepositional constructions, defines neuro-psychological and physiological premises for forming communicative and
speech abilities among junior schoolchildren with serious speech disorders by
means of prepositional constructions; methodological literature and practical
experience of professional primary school teachers of three specialized schools for
children with SSD have been analyzed. The criteria and levels of understanding semantic peculiarities, grammatical and syntactical functions of prepositional constructions were singled out in the course of the investigation; typical speech mistakes of pupils from the preparatory form to the fourth form were defined and described; the causes of their appearance were studied.
Диссертация посвящена проблеме формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьником с тяжелыми нарушениями речи средствами предложных конструкций. Необходимость ее рассмотрения обоснована тем, что на современном этапе реформирования специального образования в Украине требуется повысить коммуникативную компетентность и речевую культуру учащихся с тяжелыми речевыми нарушениями. Анализ учебно-методической литературы, результаты анкетирования учителей начальных классов специализированных школ для детей с ТНР показал, что в действующих программах и учебниках по украинскому языку
предлоги представлены в недостаточном объеме, а это негативно сказывается
на коммуникативных характеристиках речи младших школьников. Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании, экспериментальной апробации методической системы формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами предложных конструкций. В исследовании представлен анализ теоретико-методических основ
развития коммуникативно-речевых умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи средствами предложных конструкций, определены нейропсихологические и физиологические предпосылки формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи; проанализирована методическая литература и опыт работы учителей начальных классов по теме исследования в специализированных школах для детей с ТНР. В ходе исследования были выделены критерии и уровни понимания
семантических особенностей, грамматических и синтаксических функций
предложных конструкций, выделены и описаны типичные ошибки высказываний учеников подготовительных – 4-х классов, рассмотрены причины их проявлений. В работе представлена экспериментальная методика развития коммуникативно-речевых умений средствами предложных конструкций суть которой состоит в системном и планомерном ознакомлении младших школьников с ролью и функциями предложных конструкций, поэтапном включении их в речевую деятельность. Эффективными в этом процессе являются методы наблюдения,
конструирования и продуцирования учащимися с ТНР синтаксических конструкций с предлогами, а также методические приѐмы: эвристическая беседа, рассказ, лингвистический анализ, редактирование, выполнение упражнений, ведущими среди которых являются рецептивные, репродуктивные, продуктивные, ситуативные, коммуникативные, творческие. Высокий уровень достоверности полученных результатов позволяет сделать вывод, что предлагаемая методика способствует углублению знаний о значении и функциях предложных конструкций, составляющих основу для формирования коммуникативно-речевых умений учащихся с ТРН, поскольку речевая деятельность более эффективна в том случае, когда опирается на определенные представления и лингвистические знания