В дисертації проаналізовано концептуальні основи забезпечення особистісних орієнтацій у навчанні фізики та обґрунтовано доцільність використання інтегральних особистісно-діяльнісних вимірників якості знань; обґрунтовано методику використання технологічних схем управління навчально-пізнавальною діяльністю студентів технічних спеціальностей вищих навчальних закладів І-ІІ рівнів акредитації з фізики в процесі практичних та лабораторних занять на основі використання цільової програми з фізики в структурі цільової освітньо-професійної програми
підготовки фахівця; описано методику організації та проведення експерименту, проаналізовано його результати.
The dissertation analyses personal orientations in the teaching of physics and basically focus of using integral personal-activated ranges of knowledge quality schemes using of students educationalcognitive management in the process of practical and laboratory researches on the base of Physics programme use in the structure of aimed educational professional programme for specialists training. The method of organization of pedagogical experiment is described; the results are analyses.
Диссертационная работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию методологических и психолого-дидактических принципов личностно ориентированного обучения физике в высших учебных заведениях І-ІІ уровней аккредитации. В диссертации проанализированы концептуальные основы обеспечения личностных ориентаций в обучении физике; обосновано целесообразность использования интегральных личностно-действенных
измерителей качества знаний; обосновано использование технологических схем управления учебно-познавательной деятельностью студентов по физике в процессе практических и лабораторных занятий на основании использования целевой программы по физике в структуре образовательно-профессиональной целевой программы подготовки специалиста; описано методику организации и проведения экспериментальной проверки созданной системы и методического обеспечения, проанализировано ее результаты. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования.
1. Обосновано то, что интегральные личностно-действенные характеристики (эталоны) процесса обучения (заученные знания, наследование, понимание главного, полное владение знаниями, умение использовать знания, навыки, убеждение) при условии создания целевой учебной программы, в которой учитываются познавательная, практическая и мировоззренческая
значимость конкретного учебного материала, выступают действенным дидактическим средством задания целевых ориентаций и решения проблемы целеустремленного управления обучением физике.
2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность
использования эталонных измерителей качества знаний, механизма самооценки и посильности заданий как средств обеспечения психологической установки студентов на результативное обучение физике.
3. Показано, что учет конечных результатов учебной деятельности студентов высших
учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации, которые определяются образовательно-квалификационной характеристикой специалиста, а также учет межпредметных связей согласно образовательно-профессиональной программе разрешает установить тот или иной эталон усвоения познавательной задачи по физике, а значит, и перераспределение учебного времени между темами курса физики с целью достижения запроектированного эталона.
4. Показано, что реализация корригирующих и управленческих воздействий в обучении физике с помощью компьютерных программ создает благоприятные условия для достижения прогнозированного результата качества знаний студентов.
5. Создано целевую программу для раздела «Молекулярная физика и термодинамика» на основании образовательно-профессиональной программы и образовательно-квалификационной характеристики младшего специалиста специальности “Эксплуатация и ремонт оборудования пищевых производств”, а ее внедрение в учебный процесс показал реализацию функции управления в обучении физике.
6. Разработано технологические схемы управления учебно-познавательной деятельностью студентов высших учебных заведений І-ІІ уровней аккредитации на основании целей-эталонов в обучении физике (для разных видов занятий), в процессе экспериментального внедрения которых проверено: использование эталонного подхода для текущего, тематического, итогового контроля с
учетом требований целевой программы обеспечивает диагностирование уровня готовности к усвоению познавательной задачи и корригирование результатов учебно-познавательной деятельности студентов соответственно прогнозированному результату; использование текущего контроля в процессе усвоения познавательной задачи в ходе различного вида занятий и использование соответственных корригирующих действий обеспечивает положительную динамику успеваемости по физике как по абсолютному, так и по качественному показателям; целеустремленность в обучении, основанном на фиксированные результаты учебно-познавательной деятельности, обеспечивает достижение высоких показателей при изучении физики как талантливыми, так и студентами со средними та низшими способностями. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. Исследование целесообразно продолжить в таких направлениях: регулирование рабочего темпа и исполнительной деятельности студентов при использовании заданий эталонного уровня на занятиях разного вида по физике; изучение фактических затрат времени и интеллектуального труда
преподавателя и студента на корригирование и ликвидацию пробелов в знаниях студентов на занятиях и консультациях с целью достижения прогнозированного результата обучения физике; анализ и подготовка материального и методического обеспечения процесса управления учебно-познавательной деятельностью на основании целей-эталонов в результативном изучении отдельных разделов и курса физики в целом