У дисертації обгрунтована можливість формування інтелектуальних учнів на основі технологій об’єктно-орієнтованого та візуального програмування. Запропоновано науково обгрунтовану методику формування інтелектуальних умінь старшокласників на основі систем об’єктно-орієнтованого та візуального програмування, яка сприяє переходу учнів від репродуктивного рівня засвоєння навчальної інформації до активного її набуття та логічного осмислення, підвищенню рівня їх інтелектуальної активності та загальної успішності у навчанні. Встановлено, що формування інтелектуальних умінь ефективніше, якщо спочатку проводиться на основі репродуктивної поетапної моделі, в ході реалізації якої учні знайомляться та засвоюють прийоми інтелектуальних дій, а потім продовжується у процесі розв’язування задач-проектів та дослідницької діяльності, що передбачає перенесення, застосування набутих умінь в нових умовах. Розроблено окремі компоненти методичної системи навчання в загальноосвітніх школах основ об’єктно-орієнтованого та візуального програмування.
The dissertation is devoted to the problem of formation of intellectual skills of
pupils of the senior classes by means of object-oriented and visual programming and
designing in the process of studying. Scientifically proved methods of intellectual
skills on the bases of object-oriented and visual programming and designing in the
process of learning of computer science were offered in the theses. The methods
provide effective educational and intellectual activities of pupils in solving tasks -
projects. In process of formation pupils get acquainted and acquire receptions of
intellectual actions, and the subsequent process of the decision of the tasks - projects
and research activity provide carry, use of the found skills, use skills in new
conditions. The expediency of study in a rate of school’s computer science of visual,
object-oriented programming and designing is proved. Is developed components of
methodical system of formation of intellectual skills in schools based on the objectoriented approach and visual programming.
Диссертация посвящена проблеме формирования интеллектуальных умений старшеклассников при обучении информатики. В работе теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика формирования интеллектуальных умений на основе технологии объектно-ориентированного и визуального программирования, которая способствует переходу учеников от репродуктивного уровня усвоения учебной информации до активного ее получения і логического осмысления, повышению уровня их интеллектуальной активности и успеваемости в учебе. Установлено, что формирование интеллектуальных умений аффективнее,
если сначала проводится на основе репродуктивной поэтапной модели:
1) этап накопления фонда знаний;
2) этап диагностики;
3) этап мотивации;
4) этап рефлексии;
5) тренировочный этап;
6) этап обобщения умений;
7) этап коррекции и контроля.
В процессе поэтапного формирования ученики знакомятся и усваивают приемы
интеллектуальных действий. В процессе исследовательской работы обосновано
использование учебного материала по объектно-ориентированному
программированию для формирования интеллектуальных умений учеников
согласно с приведенной выше поэтапной моделью. Разработаны инварианты
основных мыслительных действий, ориентировочная основа которых
предлагалась ученикам в готовом виде, что способствовало их быстрому
усвоению на этапе рефлексии. Обосновано использование психологических
методик на этапе диагностики сформированности интеллектуального умения и
соответствующих заданий по объектно-ориентированному программированию
на этапе коррекции и контроля. Показаны возможности и полезность ближнего
переноса сформированных интеллектуальных умений, в частности на материал
по искусственному интеллекту. Последующий процесс решения задач-проектов и исследовательская деятельность предусматривают перенос, использование обретенных умений и навыков в новых условиях, которые возникают при решении задач создания учебных экспертных систем с помощью оболочки DESS и работе над
программными проектами. Работа над проектом по созданию программной
модели функционирования реальной системы может проводиться на основе двух
подходов: 1) при использовании информационно-рецептивного метода – на
уроке при объяснении нового материала в ходе эвристической беседы при
помощи учителя ученики на своих рабочих местах работают над одним
проектом; 2) в ходе самостоятельной работы учеников на практических
занятиях, занять в послеурочный час. Согласно с методологиею метода проектов предлагаемые задачи-проекты должны предусматривать: наличие значимой проблемы, структурности задания, практического, теоретического и исследовательского значения результата. Для компьютерной поддержки информатики и метода проектов средствами объектно-ориентированного, визуального программирования и проектирования предлагается, а также обосновывается целесообразность использование системы визуального программирования Delphi и UML методологии проектирования. В диссертации проанализировано влияние разнообразных форм учебной деятельности на ее активизацию. В ходе исследования установлено, что активизация обучения учащихся наиболее эффективна при должной организации самостоятельного изучения материала в процессе решения задач-проектов. Методологической основой использования задач-проектов и объектноориентированного программирования как средств формирования интеллектуальных умений учеников являются метод моделирования, исследовательский метод и метод аналогии. Моделирование выступает здесь не только методом научного познания и содержанием учебного процесса, а и эффективным способом формирования интеллектуальных умений учеников. В диссертации рассмотрены пути ознакомления учащихся с методом моделирования в процессе создания программных проектов. Исследовательский метод и метод аналогии используются для формирования интеллектуальных умений школьников не только в процессе решения задач-проектов, но и при изучении программных сред. Реализация указанных активных методов обучения показана на примере исследования компонент системы
визуального программирования Delphi. В работе обосновано целесообразность изучения в курсе информатики общеобразовательной школы объектно- ориентированного, визуального программирования и проектирования. Разработано отдельные компоненты методической системы обучения в общеобразовательных школах основ объектно-ориентированного, визуального программирования и проектирования.