У дисертації досліджується соціально-філософський контекст розвитку ринкових відносин в умовах глобалізації, інформаційної революції та становлення
відкритого суспільства. Розглядається теоретичне та масове розуміння еволюції
філософсько-світоглядних характеристик суб’єкта ринкових перетворень: від
«Homo-economicus» до «Людини економічної» сучасного типу. Аналізуються
перспективи та основні напрями розвитку національної системи економічної
освіти, можливості діагностування та прогнозування ключових тенденцій її
розвитку, а також потенціал застосування досвіду західних країн для
інтенсифікації навчально-виховних форм підготовки майбутніх підприємців.
Підкреслюється необхідність розробки національною економіко-педагогічною
спільнотою таких методик економічного навчання, виховання, соціалізації, які б
гармонійно поєднували в собі як прогресивний досвід інноваційного розвитку
змістовно-формального наповнення освіти підприємців в Європі та США, так і
глибокі національні українські традиції гуманістичної, людиноцентричної
педагогіки.
The dissertation investigates social and philosophical context of market relations
development in the context of globalization, information revolution and the
establishment of an open society. It is considered theoretical and massive understanding
of the evolution of philosophical and ideological characteristics of market
transformation from «Homo-economicus» to «Economic man» of the modern type.
Author analyzes the prospects and main directions of development of the national
system of economic education, opportunities of diagnosis and prediction of key
development trends and potential of use of Western countries experience to intensify
educational forms of training future entrepreneurs. It is emphasized the need for national
economic and educational community to develop such methods of economic training,
education, socialization, which would harmoniously combine the progressive experience
of innovative development of content and formal filling of entrepreneurs education in
Europe and the U.S., as well as deep national Ukrainian tradition of humanistic, humancentered pedagogy.
В диссертации исследуется социально-философский контекст развития
рыночных отношений в условиях глобализации, информационной революции и
становления открытого общества. Рассматривается теоретическое и массовое
понимание эволюции философско-мировоззренческих характеристик субъекта
рыночных преобразований: от «Homo-economicus» до «Человека экономического»
современного типа. Анализируются перспективы и основные направления
развития национальной системы экономического образования, возможности
диагностики и прогнозирования ключевых тенденций его развития, а также
потенциал применения опыта западных стран для интенсификации учебно-воспитательных форм подготовки будущих предпринимателей. Подчеркивается
необходимость разработки национальным экономико-педагогическим
сообществом таких методик экономического обучения, воспитания, социализации,
которые бы гармонично сочетали в себе как прогрессивный опыт инновационного
развития содержательно-формального наполнения образования предпринимателей
в Европе и США, так и глубокие национальные украинские традиции гуманистической, человеко-центрической педагогики. Проанализировав аномальные явления в системе административно-командной экономики и их закрепление в чертах характера человека (отчуждение человека от собственности, бесхозяйственность, безынициативность, склонность к хищению государственной собственности, боязнь новаций, поиск врагов, что мешает нормально работать и т.д.), а также их инерционное влияние на формирование экономической культуры и сознания современного украинского общества, подчеркнуто, что именно деградационные тенденции сохранения негативных принципов командно-административной системы управления социально-экономической жизнью общества препятствуют формированию нового, современного типа предпринимательского мировоззрения, философии морали. Также определены ключевые характеристики экономической сущности человека рыночных отношений (ответственность, инициативность, стремление к моральному упорядочению деятельности, стремление к инновационно-креативному преобразованию действительности и активно-адаптационному социокультурному самоопределению), которые должны стать настоящими мировоззренчески-аксиологическими ориентирами для современного предпринимательского слоя, формируемого в Украине.
Исследовав противоречивые тенденции и возможности сочетания коллективного и индивидуального начал в сознании, мировоззрении, философии и морали современного предпринимателя, определено, что только при социально-экономических системах управления, в которых намеренно подчеркивается
дихотомия этих двух начал, они вступают в жесткое противоречие. На самом деле,
существует множество возможностей социальной действительности гармоничного