Дисертація присвячена дослідженню сутності, ролі, вікових особливостей
становлення здатності до самоефективності в юнацькому віці. У роботі представлений аналіз науково-теоретичних концепцій та підходів до вивчення
проблеми самоефективності у зарубіжній, радянській та вітчизняній психології,
розкриті вікові особливості її прояву. Визначено структуру (загальна самоефективність, самоефективність соціальних взаємин, самоефективність у
діяльності), критерії і показники її діагностування (оцінка використання власних
здібностей: очікування успіху; соціальна компетентність: ініціатива та стійкість в
соціальних контактах; здатність планувати та коригувати: гнучкість та
наполегливість у досягненні мети), рівні прояву (високий, середній, низький).
Встановлено взаємозв’язки між здатністю до самоефективності із самоповагою,
копінг-стратегіями, почуттям впевненості в собі, соціально-психологічною
адаптацією, мотивацією навчання у вищому навчальному закладі. Обґрунтовано, розроблено, апробовано психокорекційну програму підвищення здатності до самоефективності в юнацькому віці шляхом впливу на її емпіричні кореляти активними соціально-психологічними методами навчання. Доведено ефективність цієї програми, що робить можливим її впровадження у навчально-виховний процес як чинника особистісного зростання в юнацькому віці. Сформульовано практичні рекомендації для психологів, викладачів.
The dissertation describes the research of the essence, role, psychological
peculiarities, structure of self-efficacy, effective ways and methods of its formation in
adolescence. The dissertation shows the analysis of scientific theoretical conceptions,
approaches to the research of self-efficacy in foreign, soviet and native psychological
literature and age peculiarities of the phenomena. The structure (general, social, action self-efficacy), criteria for measurement (assessment of one’s abilities, social competence, ability to plan and correct actions), empirical correlates (self-respect, coping strategies, assertiveness, social adaptation, motivation for learning), and the levels of their display are determined. The psychocorrectional program of self-efficacy raise in adolescence, directed to creation of psycho-pedagogical conditions for productive overcoming of age crisis by means of their activation is substantiated, developed and implemented. Its effectiveness assystem of influence on intensity of self-efficacy and activation of personal
development of students at the adolescent age is proved.
Диссертация посвящена исследованию сути, роли, психологических особенностей, эмпирических коррелятов самоэффективности, ее структуры, критериев измерения, поиску путей и способов повышения уровня самоэффективности в юношеском
возрасте. В работе проанализированы научно-теоретические подходы к изучению
самоэффективности в зарубежной психологии – социально-когнитивной,
гуманистических теориях, позитивной психологии, а также в советской и
отечественной психологии. Исследованы психологические особенности
становления самоэффективности в юношеском возрасте, на основе которых были
определены эмпирические корреляты самоэффективности: самоуважение, копинг-стратегии, чувство уверенности в себе, социально-психологическая адаптация, мотивация обучения в вузе. Обоснована сущность самоэффективнности личности в юношеском возрасте, которая определяется как способность адекватно оценивать свои возможности, быть социально компетентным, планировать и корректировать деятельность и имеет следующие составляющие: общая самоэффективность, самоэффективность социальных взаимоотношений, самоэффективность в
деятельности. Критерием общей самоэффективности выступает оценка своих возможностей (показатель –ожидание успеха), самоэффективности социальных взаимоотношений – социальная компетентность (показатель – инициатива и стойкость в социальных контактах), самоэффективности в деятельности –
способность планировать и корректировать деятельность (показатель – гибкость и
настойчивость в достижении целей). В работе представлены результаты экспериментального исследования становления способности к самоэффективности в юношеском возрасте. Выявлены уровни самоэффективности в юношеском возрасте (высокий, средний, низкий). На втором курсе, по сравнению с первым, констатируется статистически значимое снижение количества студентов с высоким уровнем, которое сопровождается увеличением количества юношей и девушек со средним и низким уровнями самоэффективности. Отсутствие достоверной позитивной динамики в составляющих самоэффективности, а также в психологических образованиях, взаимосвязанных с ней в юности (самоуважении, копинг-стратегиях, уверенностью в себе, социально-психологической адаптации, мотивации обучения в вузе), свидетельствует о необходимости дифференцированной психокоррекционной работы со студентами этого возраста,
направленной на повышение самоэффективности. Обоснована и разработана психокоррекционная программа формирования самоэффективности студентов юношеского возраста, которая включала следующие направления: формирование адекватности оценок своих возможностей, повышение социальной компетентности,
способности планировать и корректировать деятельность и базировалась на принципах моделирования эффективного поведения, актуализации внутреннего потенциала личности, осознания и реализации жизненных целей. Характеризуются психологические упражненияапробированной психокоррекционной программы, которая была реализована в экспериментальной группе на групповых психокоррекционных занятиях психологического кружка, в индивидуальных беседах, консультациях, на занятиях по английскому языку. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе свидетельствуют о статистически значимых позитивных изменениях в уровнях самоэффективности, а также увеличении количества студентов с адекватной оценкой своих возможностей,
способных к конструктивной социальной компетентности, к эффективному планированию деятельности. Это подтверждает эффективность реализованной психокоррекционной программы повышения самоэффективности у 18-19-летних студентов, свидетельствует о возможности оказания психологической помощи студентам юношеского возраста в процессе их личностного развития и необходимости включения апробированной программы в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения. Разработаны практические рекомендации для
практических психологов, преподавателей высших учебных заведений.