У дисертації визначено поняття «самоактуалізація старших підлітків у центрах
соціально-психологічної реабілітації», обґрунтовано соціально-педагогічні умови
самоактуалізації старших підлітків у центрах соціально-психологічної реабілітації;
окреслено критерії, показники та визначено рівні самоактуалізації старших підлітків
у центрах соціально-психологічної реабілітації; визначено особливості
самоактуалізації особистості у старшому підлітковому віці; здійснено психологопедагогічну характеристику вихованців центрів соціально-психологічної
реабілітації; виявлено причини потрапляння дітей у центри соціально-психологічної
реабілітації; визначено структуру психолого-педагогічних складових самоактуалізації як факторів впливу на самоактуалізацію старших підлітків у ЦСПР; розроблено та експериментально перевірено організаційно-методичне забезпечення
реалізації соціально-педагогічних умов і технологій самоактуалізації старших
підлітків у центрах соціально-психологічної реабілітації.
The essence of the concept of «self-actualization older teens in the centers of social
and psychological rehabilitation», reasonably socio-pedagogical conditions of selfactualization older teens in centers for social and psychological rehabilitation; outlined the criteria, indicators and levels of self-actualization older teens centers for social and
psychological rehabilitation. The essence of the features self-actualization in older teens,
performed psycho-pedagogical characteristics of students’ socio-psychological
rehabilitation. Defined the structure of psychological and educational components of selfactualization. The content-technological providing of organizational and methodological support implementation of socio-pedagogical conditions and technology actualization older teens in centers for social and psychological rehabilitation.
В диссертации определено понятие «самоактуализация старших подростков в
центрах социально-психологической реабилитации», обоснованно социально-педагогические условия самоактуализации старших подростков в центрах
социально-психологической реабилитации, изложены критерии, показатели и
определены уровни самоактуализации старших подростков в центрах социально-психологической реабилитации; определены особенности самоактуализации
личности в старшем подростковом возрасте; осуществлено психолого-педагогическую характеристику воспитанников центров социально-психологической реабилитации; выявлены причины попадания детей в центры
социально-психологической реабилитации; определена структура психолого-педагогических составляющих самоактуализации как факторов влияния на
самоактуализацию старших подростков в ЦСПР; экспериментально проверено
организационно-методическое обеспечение реализации социально-педагогических
условий и технологий самоактуализации старших подростков в центрах социально-психологической реабилитации. Определено, что самоактуализация старших подростков – это процесс актуализации старшим подростком собственного потенциала, внутренних ресурсов и использования их в качестве средств и способов реализации смысла жизнедеятельности. Обоснованы критерии и показатели самоактуализации старших подростков в центрах социально-психологической реабилитации: мотивационно-ценностный – потребность старшего подростка в самоактуализации, познавательные потребности старшего подростка,
профессионально-ценностные ориентации, мотивация старшего подростка к самосовершенствованию, эмоциональное отношение старших подростков в учебно-познавательной деятельности; информационно-познавательный – знание старшими подростками сущности самоактуализации, способов и средств ее осуществления,
адекватность самооценки старших подростков собственных важных качеств, знания старших подростков о своих индивидуальных особенностях и их проявление в учебной и другой деятельности; операционно-деятельностный – креативность, умение сознательно и активно проявлять свои особенности в учебной и профессиональной деятельности, активная и планомерная работа старшего подростка над собой в соответствии с целью самоактуализации, самостоятельность выбора средств, приемов и основных направлений самоактуализации, осуществления старшим подростком самоконтроля и корректировки этапов собственной самоактуализации. Социально-педагогические условия самоактуализации старших подростков определены как совокупность определенных обстоятельств, создаваемых в среде центров под влиянием внешних и внутренних факторов и обеспечивают взаимодействие старших подростков с этой средой, усвоения ими социального опыта, привлечение к социуму, сохранение здоровья, развитие сознания и способности к саморазвитию и самоопределению личности.
Определены социально-педагогические условия самоактуализации старших
подростков: 1) реализация комплексной программы самоактуализации старших
подростков в центрах социально-психологической реабилитации (определение форм социальной работы с старшими подростками, разработка и внедрение тренинговых занятий для старших подростков с целью обсуждения проблемных вопросов, проведения индивидуальных форм работы с подростками); 2) обеспечениеактивного участия старших подростков в самоактуализации в центрах
социально-психологической реабилитации (определение потребностей подростков, внедрение программы содействия самоактуализации старших подростков); 3) организация и координация работы специалистов мультидисциплинарной команды (определение состава команды, проведение круглых столов, внедрение программы подготовки специалистов мультидисциплинарной команды к содействию самоактуализации старших подростков, привлечения специалистов к работе со старшими подростками). Использованы такие технологии социальной работы, как технологии социальной коррекции и реабилитации, технология социальной профилактики, технология самоактуализации личности и технология социально- воспитательного сопровождения. Практическое значение полученных результатов исследования заключается во внедрении социально-педагогических условий и технологий социально-воспитательного сопровождения старших подростков в процессе их самоактуализации в центрах социально-психологической реабилитации.