Дисертація присвячена проблемі профілактичної роботи з дітьми вулиці. Автором проаналізовано основні теоретичні положення, розкрито сутність і зміст понятійного апарату, причини появи явища, детермінанти десоціалізації дітей; охарактеризовано процес становлення профілактики дитячої бездоглядності та безпритульності в історичному контексті; виявлено особливості змісту, організації та стану профілактичної роботи з дітьми вулиці. Визначено соціально-педагогічні умови (створення життєвого соціальнозорієнтованого простору для бездоглядних та безпритульних дітей, формування превентивного потенціалу дітей вулиці, забезпечення підготовки фахівців та волонтерів до профілактичної роботи з дітьми вулиці), розроблено структурнофункціональну модель профілактичної роботи з дітьми вулиці. Розкрито зміст формувального експерименту, підтверджено ефективність соціально-педагогічних умов та структурно-функціональної моделі.
The dissertation is devoted to the problem of prophylactic work with the street
children. The author has analyzed substantive theoretical provisions, the essence and
maintenance of concepts, the reasons of appearing, children desocialization
determinants; described the process of becoming children’s neglect and homelessness
prophylaxis in the historical context; found out the features of maintenance, organization
and state of prophylactic work with the street children. The social-pedagogical conditions of prophylactic work with the street children are defined (creation the vital social-orientated space for the neglected and homeless children, forming the preventive potential of the street children, providing preparation of specialists and volunteers for prophylactic work with the street children), structuralfunctional model of prophylactic work with the street children is developed. The forming experiment realization, the efficiency of social-pedagogical conditions and structuralfunctional model of prophylactic work with the street children are shown
Диссертация посвящена проблеме профилактической работы с детьми улицы. Проанализированы основные теоретические положения исследуемой проблемы. Раскрыты сущность и содержание понятийного аппарата, причины возникновения явления и детерминанты десоциализации детей. Определены подходы к толкованию понятия «дети улицы»: педагогический, психологический, юридический, социально-педагогический. Установлено, что дети улицы – это несовершеннолетние, которые в силу разных причин находятся в сложной социальной ситуации, главным признаком которой является неоднократное пребывание на улице на протяжении значительной части суток (или дней, недель, месяцев) без позитивного социализирующего влияния взрослых, что сопровождается угрозой для жизни и здоровья этих детей. Социальная ситуация детей улицы характеризируется нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного проведения времени, вхождением в асоциальные референтные группы. Представлена характеристика процесса становления профилактики детской безнадзорности и беспризорности в историческом контексте, выделены его этапы. На основе анализа научных источников определено и сформулировано понятие «профилактическая робота с детьми улицы», которая рассматривается нами как целенаправленная социально-педагогическая деятельность, целью которой является оптимизация социальной ситуации каждого конкретного безнадзорного и беспризорного ребёнка с помощью устранения или нейтрализации детерминант его десоциализации, содействует уменьшению и локализации их девиантного поведения. Определены особенности институционального обеспечения по данной проблеме и состояние профилактической работы с детьми улицы. Выявлены и обоснованы социально-педагогические условия профилактической работы с детьми улицы (создание жизненного социально-ориентированного пространства для безнадзорных и беспризорных детей; формирование превентивного потенциала детей улицы; обеспечение подготовки специалистов и волонтёров к профилактической работе с детьми улицы), разработана структурно-функциональную модель профилактической работы с детьми улицы.