Дисертаційне дослідження присвячене актуальній психолого-педагогічній проблемі розвитку уваги у дітей старшого дошкільного віку зі зниженим зором. Під час теоретичного аналізу науково-методичних на соціально-психологічних аспектів проблеми було визначено, що увага у дітей з порушеннями зору розвивається в умовах активної діяльності відповідно до загальних закономірностей психічного розвитку дитини, але внаслідок обмеженості зорового сприймання має свої специфічні особливості. На основі виявлених особливостей зорової і слухової уваги дітей старшого дошкільного зі зниженим зором було розроблено авторську комплексну програму корекції розвитку уваги, спрямовану не просто на корекцію відхилень у розвитку уваги та на їхнє попередження, але й на створення сприятливих умов для найповнішої реалізації потенційних можливостей розвитку даного психічного процесу за рахунок оптимізації навчально-виховного процесу спеціального дошкільного навчального закладу компенсуючого типу для дітей з порушеннями зору.
Dissertation covers significant psychological and educational issue of attention development in visually impaired preschoolers. Theoretical analysis of scientific and
methodological, as well as social and psychological aspects of the problem proves
that attention of visually impaired children develops under circumstances of dynamic
activities in accordance with general regularities in mental development of a child,
however due to limited visual perception has certain special features. Based on discovered peculiarities of visual and auditory attention of visually impaired senior preschoolers, there was developed original comprehensive program for correction of attention development aiming not only at correction of deviations in attention development and their prevention, but also at creating favorable conditions for the fullest realisation of potential developmental capacity of the named mental process by optimising educational and upbringing process at the special preschool educational institution of compensating type for visually impaired children
Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого-педагогической проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением. Теоретический анализ психолого-педагогических аспектов проблемы показал, что внимание детей с нарушениями зрения развивается в условиях активной деятельности на основе общих закономерностей психического развития детей, но в результате ограничения зрительного восприятия имеет свои специфические особенности. В то же время была установлена недостаточная разработанность проблемы особенностей развития внимания и его коррекции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, что обусловило актуальность, цель и задачи исследования. Анализ и обобщение научно-теоретического и практического опыта изучения проблемы дал возможность обосновать личностно-деятельностный подход в исследовании и формировании внимания как составляющей готовности детей к обучению в школе. Для выявления особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением были выделены следующие показатели: стойкость и продуктивность зрительного внимания, стойкость и концентрация зрительного внимания, стойкость и избирательность слухового внимания, определены критерии оценивания данных показателей, а так же уровни их сформированности.
В результате констатирующего исследования установлено, что особенности зрительного внимания при нарушениях зрения определяются степенью и характером нарушения зрительного восприятия, которое значительно снижает скорость выполнения задания. Выделенный нами показатель устойчивости и избирательности слухового внимания у детей со сниженным зрением несколько выше, чем у респондентов с нормальным и пограничным зрением. Это мы объясняем тем, что при сниженном зрении слуховые восприятия выполняют компенсаторную роль в деятельности ребенка, поскольку он учится использовать звуковые сигналы объектов, которые его окружают. На основе учета особенностей развития слухового и зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением разработана авторская программа коррекции развития внимания, которая направлена на развитие свойств внимания, что в свою очередь предусматривает развитие компенсаторных способов восприятия, в том числе и формирование умений рационально использовать сохранные функции зрения, формирование и стимуляцию сенсорно-перцептивних и когнитивных функций, развитие эмоционально-волевой регуляции поведения и т.д. Сравнение показателей развития слухового и зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста со сниженным зрением экспериментальной и контрольной групп до и после специально проведенного обучения подтвердило эффективность комплексной программы коррекции развития внимания у данной категории детей.