Дисертаційну роботу присвячено проблемі становлення і розвитку органів державної влади давньоруських земель. Розглянуто традиційну структуру державних інститутів влади у формі віча та визначено його місце на всіх рівнях суспільно-політичної самоорганізації; досліджено військові формування на чолі з тисяцьким. Показано, що поряд із вічевою самоорганізацією відбувався процес залучення варязького князівськодружинного фактора до державотворення Київської Русі та розкрито умови
співіснування двох провідних інститутів влади – віча і князя. Доведено визначальне значення народовладної традиції у формуванні взаємовідносин між вічем і князем з дружиною, акцентовано увагу на важливій ролі договірних відносин у розвитку адміністративних інститутів влади, у структурі яких були одночасно представлені посадовці від народу і князя. Враховуючи динаміку розвитку інститутів влади, зокрема віча, князя і боярської думи, доведено, що значну частину адміністративного управління було передано князівській владі, але віче ініціювало призначення провідних адміністративних службовців. Київська Русь продукувала демократичні інститути влади і заклала основи демократичного розвитку української національної державності.
In dissertation the problem developments of institutes of the government of the Russ earths united by the general interest of protection of the earth and a life of people by means of the military formations and variag’s of teams with the prince is considered. The traditional structure of the government in the form of Vecheis considered and its place at all levels of political self-organising is defined. The basic institutes of the state self-organising – Veche, military formations are investigated. Major factors of peopleboard the state culture are opened. In work it is shown together with Veche self-organising there was an attraction process variag’s prince-druzhinа the factor in formation of the state of the Kуiv Russ, conditions of coexistence of two leading institutes of the power – Veche and the prince are opened. Key value people is proved tradition at formation of mutual relations between Veche and the prince with a team, the attention is focused on the important role of contractual relations in development of administrative institutes of the power in which structure have been presented persons both from the people, and from the prince. Considering dynamics of development of institutes of the power, including Veche, the prince and a seigniorial thought, it is proved, that the considerable part of administration managerial control is transferred the princely power, however Veche initiated appointment of key administrative officials. Kуiv Russ has generated democratic institutes of the power and has put in pawn bases of democratic development of the Ukrainian national statehood.
В диссертационной работе рассматривается проблема становления и развития институтов государственной власти древнерусских земель, объединенных общим интересом защиты земли, жизни и собственности людей с помощью своих военных формирований и варяжских дружин с князем. Рассмотрена традиционная структура институтов государственной власти в форме вече и определено его место на всех уровнях общественно-политической самоорганизации. Показано значение самодостаточности территориальных общин городов и сельских поселений на основе начальной социально-хозяйственной единицы – семьи. Исследованы основные институты традиционной для юго-восточной группы славян государственной самоорганизации – вече, военные формирования во главе с тысяцким. Раскрыты основные факторы народоправной государственной культуры.
Показано, что вместе с вечевой самоорганизацией происходил процесс привлечения варяжского княжеско-дружинного фактора в формировании Древнерусского государства, раскрыты условия сосуществования двух ведущих институтов власти – вече и князя. Доказано ключевое значение народоправной традиции при формировании взаимоотношений между вечем и князем с дружиной, акцентируется внимание на важной роли договорных отношений в развитии административных институтов власти, в структуре которых были представлены должностные лица и от народа, и от князя. Доказано, что концепция феодального устройства древнерусских
земель не имеет под собой достаточных ни теоретических основ, ни фактических реалий в государственной жизни Руси. Исследование структуры институтов государственной власти древнерусских земель показывает, что вече как институт народоправия является центральным, доминирующим при функционировании власти; он обеспечивал целостность земли-полиса и выступает фактически началом государственного формирования, государственные функции которого не сужались ни князем, ни боярской думой. Показано, что князь с дружиной был важным государственным институтом военно-политической власти, который объединял древнерусские земли и сформировал в обществе осознание государственно-национального единства. Учитывая динамику развития институтов власти, в том числе вече, князя и боярской думы, доказано, что значительная часть административного управления передана княжеской власти, однако вече инициировало назначение ключевых административных должностных лиц.
Киевcкая Русь сформировала демократические институты власти и заложила основы демократического развития украинской национальной государственности.