У дисертації досліджується проблема формування художньо-творчих умінь
майбутніх вчителів музики у процесі диригентсько-хорової підготовки на музичних факультетах вищих педагогічних навчальних закладів. Інтерпретовано поняття “художньо-творчі уміння”, розкрито теоретичні аспекти процесу формування художньо-творчих умінь майбутніх учителів музики, доведено залежність ефективності формування художньо-творчих умінь від доцільної організації навчально-педагогічної, художньо-пізнавальної та музично-виконавської діяльності, проаналізовано педагогічні проблеми та виявлено умови формування художньо-творчих умінь, визначено компоненти, критерії та рівні сформованості них умінь, розроблено організаційно-методичну систему формування художньо-творчих умінь майбутніх вчителів музики у процесі диригентсько-хорової підготовки.
In the dissertation the problem of formation of art-creative skills of the future teachers of music is investigated during conductor-choral preparation at musical faculties of pedagogical high schools. The concept «art-creative skills» is interpreted; the theoretical aspects of process of formation of art-creative skills of the future teachers of music are opened; the dependence of efficiency of formation of art -creative skills from specially organized teacher-pedagogical is detennined, is art -acquaint and music - execution of activity; the pedagogical problems are analyzed and the conditions of formation of art - creative skills are revealed; the criteria and levels formulate of these skills are determined; the organize-methodical system of formation of art - creative skills is developed during conductor-choral preparation.
В диссертации исследуется проблема формирования художественно-творческих умений будущих учителей музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки на музыкальных факультетах педагогических вузов. Актуальность проблемы обусловлена общим гуманистическим направлением современного образования, нацеленного на формирование творческой личности учителя музыки. В работе осуществлен анализ научной литературы по исследуемой проблеме; раскрыты теоретические аспекты процесса формирования художественно-творческих умений будущих учителей музыки; определена зависимость эффективности формирования художественно-творческих умений от специально организованной учебно-педагогической, художественно-познавательной и музыкально-исполнительской деятельности; выявлены условия формирования художественно-творческих умений; проанализированы особенности формирования художественно-творческих умений в дирижерско-хоровой деятельности. Интерпретировано понятие «художественно-творческие умения» как способность личности владеть системой осознанных, целенаправленных, взаимосвязанных мыслительных и практических действий, которые позволяют успешно выполнять логично-эвристические, коммуникативно-творческие и художественно-исполнительские функции в процессе дирижерско-хоровой деятельности. Соответственно, в структуре художественно-творческих умений выделено три основных компонента: логический, эвристический, коммуникативно-творческий. Логический компонент обусловливается ассоциативной природой художественного творчества и предполагает развитие ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к художественно-творческой деятельности, стремление к самовыражению. Эвристический компонент характеризуется степенью освоения выразительно-смысловых значений художественной информации, уяснения личностного значения и смысла этой информации путем декодирования семантического значения музыкальной речи, развитием фантазии, оригинальностью действий. Коммуникативно-творческий компонент характеризуется умением художественного и коммуникативного общения, способностью к творческо-исполнительской деятельности. Критериальными характеристиками художественно-творческих умений студентов в процессе дирижерско-хоровой подготовки являются смысловые параметры означенных компонентов, а именно: эмоционально-ценностное отношение к творческой деятельности; стремление к самовыражению; способность генерировать идеи; оригинальность действий; умения художественно-коммуникативного общения; способность исполнять различные виды импровизаций; умение вербально и музыкально интерпретировать; сочинять музыку; артистизм; способность к самоанализу. Соответственно с определенными критериями и показателями было зафиксировано три уровня сформированности художественно-творческих умений: низкий, средний и высокий. Основу диссертации составляет научное обоснование и практическое внедрение организационно-методической системы формирования художественно-творческих умений в процессе дирижерско-хоровой подготовки. Она включает принципы организации творческой роботы, педагогические условия оптимизации учебного процесса, этапы формирования художественно-творческих умений, методы учебно-творческой деятельности. Предложенная организационно-методическая система предусматривает поэтапное повышение уровня сформированости художественно-творческих умений в последовательности: формирование направленности личности музыканта на систематическое освоение новой информации педагогического и специально музыкального характера, овладение необходимым объемом теоретических положений (эмоционально-перцептивный этап); формирование умений освоения выразительно-смысловых значений творческого процесса, основ творческого мышления, развитие способности к передаче в самостоятельной творческой деятельности объективно выраженных музыкальных закономерностей и использование их в исполнительстве и педагогической деятельности, формирование умений импровизации и интерпретации (интеллектуально-смысловой этап); активное участие студентов в творческо-композиторской деятельности (сочинение музыкальных сказок), в работе созданного на базе экспериментальной группы музыкально-хорового театра, творческое использование приобретенных умений во время педагогической практики (творческо-исполнительский этап). Проверка результативности проведенной исследовательской экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней овладения художественно-творческими умениями студентов экспериментальной и контрольной групп и подтвердила эффективность разработанной организационно-методической системы.