Дисертацію присвячено дослідженню сутності та структури психологічних умов гуманізації управлінської діяльності в загальноосвітній школі та психологічних механізмів їх створення. Проаналізовано сучасні наукові погляди на сутність управлінської діяльності, виділені її особливості в загальноосвітній школі, розглянуто зміст і структуру її гуманізації і відповідні психологічні умови гуманізації. Досліджено залежність кінцевого результату діяльності школи - рівня соціальної активності учнів - від рівня створення психологічних умов гуманізації, розроблено психологічний механізм створення цих умов та критерії оцінки їх рівня. Обгрунтовано ефективні шляхи створення психологічних умов гуманізації управлінської діяльності в школі.
The dissertation is devoted to the research of essence and structure of
psychological conditions of humanization of management in school of general
education and to psychological mechanisms of its humanization. Contemporary scientific concepts of essence of management have been analyzed and its peculiarities in school of general education have been detached. Substance and structure of its humanization and corresponding psychological conditions of humanization have been examined. The dependence of final result of school activity - the level of students' activity on the level of established psychological conditions of humanization has been investigated.
Psychological mechanism of founding of these conditions and criterions of evaluation of their level has been elaborated. Effective ways of establishment of psychological conditions of humanization of management in school have been substantiated.
В диссертации осуществлено исследование сущности и структуры психологических условий гуманизации управленческой деятельности в общеобразовательной школе, а также психологических механизмов ее гуманизации. Проанализированы современные научные взгляды на сущность управленческой деятельности, выделены ее особенности в общеобразовательной школе, рассмотрены содержание и структура ее гуманизации с соответствующими психологическими условиями гуманизации. Исходя из принципа системности, обоснована структура гуманизации
управленческой деятельности в школе, которая включает: гуманизацию условий
управленческой деятельности и гуманизацию непосредственно процесса управления. Подсистема гуманизации условий управленческой деятельности включает: условия украинского общества в целом, условия регионального уровня, условия уровня области образования и условия конкретного образовательного учреждения. Три первые группы рассматриваются как внешние по отношению к
школе и создают окружающую социальную среду, от меры гуманизации которой зависит возможность гуманизации управления в конкретной школе. Вторая
подсистема - гуманизация непосредственно управленческой деятельности в
школе, как процесса реализации основных функций менеджмента в школе,
включает: гуманизацию цели управленческой деятельности; гуманизацию составляющих этой деятельности - функции планирования, функции организации,
функции мотивации и функции контроля; гуманизацию объединяющих процессов: коммуникации и принятия решений; гуманизацию деятельности руководства (лидерства); гуманизацию персонала управленческой деятельности. Психологические условия гуманизации управленческой деятельности в школе
структурированы в соответствии с составляющими элементами управленческой
деятельности. Исследована зависимость конечного результата деятельности школы - уровня социальной активности учащихся - от уровня созданных психологических условий гуманизации. Установлено, что чем ниже уровень созданных психологических условий гуманизации управленческой деятельности, тем ниже
уровень социальной активности учащихся. Разработан психологический меха
низм создания этих условий, который заключается в диагностике и изучении
коммуникативного ядра каждого педагогического коллектива школы, для того
чтобы в дальнейшем создавать условия для развития и усиления присущих ему
системообразующих качеств и соответствующего влияния на коррелирующие с
ним другие системные составляющие психологических условий, а также на всю
совокупность психологических условий гуманизации управленческой деятельности в школе. Обоснованы эффективные пути создания психологических условии гуманизации управленческой деятельности в школе по двум направлениям:
- формирование управленческого сознания руководителей образования;
- создание психологических условий гуманизации управленческой деятельности непосредственно в каждой общеобразовательной школе (обоснование
идей гуманизации управления в основных документах учреждения, проведение
обучающих курсов «самоменеджмента», семинаров, использование методики
определения профиля деловых качеств, создание психограммы руководителя,
исследование коммуникативного ядра персонала школы, усиление его системообразующих качеств путем подключения психологов к управленческому консультированию и индивидуальному консультированию; создание благоприятного психологического климата).