Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Феномен академічної мобільності: соціально-філософський аналіз

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Свириденко, Денис Борисович
dc.date.accessioned 2022-04-17T14:40:41Z
dc.date.available 2022-04-17T14:40:41Z
dc.date.issued 2015
dc.identifier.citation Свириденко, Денис Борисович. Феномен академічної мобільності: соціально-філософський аналіз : автореферат дис. ... докт. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія історії / Свириденко Денис Борисович ; [наук. консультант Савельєв Володимир Леонідович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2015. - 32 с. uk
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36834
dc.description.abstract У дисертації проводиться соціально-філософський аналіз соціокультурних та екзистенціальних аспектів становлення та імплементації феномену академічної мобільності, яка осмислюється як сутнісний фактор процесів глобалізації не лише на рівні взаємодії особистостей, але й суспільств та цивілізаційних структур. Автором доводиться, що мультикультуралізм є аксіологічно-світоглядною основою імплементації феномену академічної мобільності. На цій основі пропонується концепт «мобільний поворот в освіті», який є специфічною формою набуття мультикультурного характеру освітньою сферою в контексті глобальної тенденції до мобільності як мультикультурності в усіх сферах соціального буття. Також феномен академічної мобільності в роботі інтерпретується в контексті негативної та позитивної свободи, що дає можливість для обґрунтування концептів «академічна мобільність від» та «академічна мобільність для». З використанням підходів метаантропології аналізується феномен академічної мобільності в буденному, граничному та метаграничному бутті людини, а також пропонується авторський концепт «метаантропологія освіти» як методологічна стратегія аналізу процесів розвитку сучасної академічної системи. Автором досліджується значення ідеї академічної мобільності розвитку університетів починаючи з доби Середньовіччя й до нашого часу. В дисертації здійснюється спроба уточнення визначення поняття «академічна мобільність», коли даний феномен розуміється в якості можливості навчання та/або дослідження в іншому навчальному закладі, критерієм справжності якого є зростання евристичного потенціалу особистості в процесі його здійснення. У дослідженні пропонується підхід щодо розуміння флексибільного мислення учасника академічної мобільності в якості сутнісної умови продуктивного розгортання евристичного потенціалу особистості в іншому академічному середовищі. Пропонується ідея, що гранична педагогіка (педагогіка трансгресії) може бути інтерпретована в якості педагогічної стратегії при реалізації програм академічної мобільності. У дисертації демонструється евристичність віртуального університету в якості тенденції розвитку вищої освіти у ХХІ ст., яка забезпечує відповідність університету ринковим та інформаційно-технологічним викликам сучасності, актуалізуючи феномен віртуальної академічної мобільності. uk
dc.description.abstract The social-philosophic research of social-cultural and existential dimensions of origination and implementation of academic mobility phenomenon is performed at dissertation. Mentioned phenomenon is comprehended as an essential factor of globalization process not only at the level of interpersonal interaction but also at the level of societies and civilization structures. Author substantiates that multiculturalism is an axiological and worldview fundament of academic mobility phenomenon implementation. Standing on the mentioned position author submitted “mobility turn at education” conception which is comprehended as a specific form of educational sphere transformation at the context of the global tendency of mobility with multicultural nature at all the spheres of social being. Phenomenon of academic mobility is interpreted at the context of negative and positive freedom. This approach let substantiate author’s conceptions such as “academic mobility from” and “academic mobility for”. Explored phenomenon is analyzed at ordinary human being, ultimate and transcendent ones using methodological approaches of metaantropology. Author is formulated “metaanthropology of education” concept with is comprehended as a methodological strategy for analyzing of modern education system development processes. Author has discovered the role of academic mobility idea for universities development since the Middle Age. The notion of “academic mobility” concept is emendated as follows: academic mobility is a possibility to study or research at another institution and one’s authenticity criteria is growing of heuristic potential of personality. Also author substantiates that flexible thinking is an essential condition for productive development of heuristic potential of personality at the other academic environment. The idea that boundary pedagogy (pedagogy of transgression) can be interpreted as a productive pedagogical strategy for academic mobility programs is suggested. It is demonstrated that virtual university is a productive tendency of higher education development at the XXI century because it fits to market challenges as well as information and technological ones actualizing virtual academic mobility phenomenon. uk
dc.description.abstract В диссертационном исследовании осуществлена концептуализация социокультурных и экзистенциальных измерений феномена академической мобильности в контексте социально-философской проблематики. Для достижения этой цели, в работе имела место попытка решения следующих исследовательских заданий: анализ феномена мобильности в обществе и образовании; поиск социокультурных и аксиологическо-мировоззренческих основ академической мобильности; исследование феномена академической мобильности в контексте социальных и экзистенциальных измерений свободы, обоснование критериев для интерпретации академической мобильности как подлинной и неподлинной; анализ феномена академической мобильности в обыденном, предельном и запредельном экзистенциальных измерениях человеческого бытия с использованием методологических подходов метаантропології; обоснование эвристического потенциала и перспективности авторской методологической стратегии метаантропологии образования; исследование когнитивных особенностей субъектов академической мобильности; обоснование педагогических и организационных стратегий продуктивной реализации академической мобильности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью придания глубокой теоретической обоснованности процессам имплементации положений новой редакции Закона Украины «О высшем образовании». В соответствии с требованиями Закона и социальными запросами, затребованным считается дальнейшая активизация процессов мобильности студентов, преподавателей, ученых, администраторов учебных заведений с целью наполнения европейской интеграции Украины реальным содержанием. Дополнительную актуальность разработке теоретических аспектов феномена академической мобильности придает перспектива участия Украины в европейской программе научных исследований и инноваций Горизонт-2020. В диссертации продемонстрировано, что проблематика мобильности является важной составляющей социально-философского дискурса начиная с первой половины ХХ века. Данный тезис приобретает обоснованный характер благодаря анализу известных концептов: открытого и закрытого обществ (А. Бергсон, К. Поппер и другие), мобильного и иммобильного обществ (П. Сорокин), общества спектакля (Г. Дебор), сетевого общества (М. Кастельс и другие), текучей современности (З. Бауман). Феномен академической мобильности в контексте социального бытия человека выступает объектом диссертационного исследования, а его предметом являются социокультурные и экзистенциальные измерения становления и имплементации феномена академической мобильности. В диссертации был проведен социально-философский анализ, в контексте которого феномен академической мобильности рассматривался как сущностный фактор процессов глобализации не только на уровне взаимодействия личностей, но и обществ и цивилизационных структур. Автором было доказано, что мультикультурализм является аксиологически-мировоззренческой основой имплементации феномена академической мобильности. На этой основе предложен концепт «мобильный поворот в образовании», который является специфической формою приобретения мультикультурного характера сферой образования в контексте глобальной тенденции к мобильности как мультикультурности во всех сферах социального бытия. Также феномен академической мобильности в работе был проинтерпретирован в контексте негативной и позитивной свободы, что предоставило возможность для обоснования концептов «академическая мобильность от» и «академическая мобильность для». С использованием подходов метаантропології проанализирован феномен академической мобильности в обыденном, предельном и запредельном бытии человека. На основании проекта метаантропологии в исследовании предложен авторский концепт «метаантропология образования», который является эвристичной и перспективной методологической стратегией анализа процессов развития современной академической системы. Автором исследовано значение идеи академической мобильности для становления и развития университетов начиная с эпохи Средневековья и до наших дней. В диссертации осуществлена попытка уточнения определения понятия «академическая мобильность», когда данный феномен понимается в качестве возможности обучения и/или исследования в другом учебном заведении, критерием подлинности которого является увеличение эвристического потенциала личности в процессе его осуществления. В исследовании предложен подход относительно понимания флексибильного мышления участника академической мобильности в качестве сущностного условия продуктивного разворачивания эвристического потенциала личности в другой академической среде. При этом, была предложена идея, что граничная педагогика (педагогика трансгрессии) может быть интерпретирована в качестве педагогической стратегии при реализации программ академической мобильности. В диссертации продемонстрирована эвристичность виртуального университета в качестве тенденции развития высшего образования в ХХІ веке, которая обеспечивает соответствие университета рыночным и информационно-технологическим вызовам современности, актуализируя феномен виртуальной академической мобильности uk
dc.language.iso uk_UA uk
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова uk
dc.subject академічна мобільність uk
dc.subject віртуальна академічна мобільність uk
dc.subject віртуальний університет uk
dc.subject глобалізація uk
dc.subject глобалізація освіти uk
dc.subject ідея університету uk
dc.subject негативна свобода uk
dc.subject метаантропологія uk
dc.subject модернізація освіти uk
dc.subject мультикультуралізм uk
dc.subject позитивна свобода uk
dc.subject соціальна мобільність uk
dc.subject трансгресивна педагогіка uk
dc.subject флексибільне мислення uk
dc.subject academic mobility uk
dc.subject education globalization uk
dc.subject education modernization uk
dc.subject flexible thinking uk
dc.subject globalization uk
dc.subject idea of university uk
dc.subject virtual academic mobility uk
dc.subject virtual university uk
dc.subject metaanthropology uk
dc.subject multiculturalism uk
dc.subject negative freedom uk
dc.subject pedagogy of transgression uk
dc.subject positive freedom uk
dc.subject social mobility uk
dc.subject академическая мобильность uk
dc.subject виртуальная академическая мобильность uk
dc.subject виртуальный университет uk
dc.subject глобализация uk
dc.subject глобализация образования uk
dc.subject идея университета uk
dc.subject негативная свобода uk
dc.subject метаантропология uk
dc.subject модернизация образования uk
dc.subject мультикультурализм uk
dc.subject позитивная свобода uk
dc.subject социальная мобильность uk
dc.subject педагогика трансгрессии uk
dc.subject флексибильное мышление uk
dc.title Феномен академічної мобільності: соціально-філософський аналіз uk
dc.title.alternative The phenomenon of academic mobility: socialphilosophic analysis uk
dc.type Abstract uk


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу