У дисертаційному дослідженні вперше у вітчизняній історикофілософській думці представлено систематичний концептуальний підхід до філософської спадщини Д. Овсянико-Куликовського в контексті вітчизняної та зарубіжної філософії. З цією метою здійснено історико-філософську ретроспекцію філософії мови та проаналізовано, з одного боку, основні віхи її розвитку, а з іншого – специфіку тлумачення змісту мови на різних стадіях соціокультурного розвитку. Висвітлено особливості розвитку ведології в російськомовному інтелектуальному дискурсі та показано специфіку запропонованої Д. ОвсяникоКуликовським натуралістично-психологічної парадигми тлумачення гімнів Рігведи. На цьому тлі, доведено провідне значення проблеми мови на усіх етапах творчого та наукового становлення мислителя. Розкрито тісний взаємозв’язок лінгвофілософської концепції Д. ОвсяникоКуликовського та запропонованої ним психології художньої творчості, що
яскраво виявляється у специфіці, з одного боку, тлумачення проблеми розуміння художнього твору, а з іншого – розуміння особистості, й зокрема, особистості митця та його значення в еволюції психічного та соціокультурного розвитку людства.
The thesis presented systematic conceptual approach to D. OvsyanikoKulikovskyi`s philosophical heritage in the context of native and foreign philosophy for the first time in native historical and philosophical thought. For this purpose was made historical and philosophical retrospection. Was analyzed the basic branches of its development on the one hand, and the specific interpretation of the meaning of language at different stages of social and cultural development on the other one. It was found out the peculiarities of vedology`s development in Russianspeaking intellectual discourse and was shown the peculiarity of naturalistic paradigm psychological interpretation of the Rig Veda`s hymns. It was proved the leading role of language problems at all stages of the creative and scientific thinker formation. It was discovered the close relationships between D. Ovsyaniko-Kulikovskyi`s linguophilosophical concept and the psychology of art, that was suggested by him and clearly revealed in peculiarity of explanation the problem of understanding the piece of art on the one hand, and understanding the personality, especially an artist`s personality and its significance in the evolution of mental, social and cultural humanity development.
В диссертационном исследовании впервые в отечественной историко-философской мысли представлено систематический концептуальный подход к философскому наследию Д. Овсянико-Куликовского в контексте отечественной и зарубежной философии. С этой целью осуществлена историко-философская ретроспекция философии языка и проанализированы, с одной стороны, основные вехи ее развития, а с другой – специфика толкования содержания языка на разных стадиях социокультурного развития. Выявлены теоретико-методологические основания лингвофилософской концепции Д. Овсянико-Куликовского и показано, что теоретической основой научной деятельности мыслителя стали идеи, предложенные
В. Фон Гумбольдтом и А. Потебней. Развитие интерпретации последних, в научном наследии Д. Овсянико-Куликовского осуществлялась в контексте теоретико-методологических предпосылок первого и второго позитивизма. Раскрыты особенности развития ведологии (индологии) в русскоязычном интеллектуальном дискурсе XIX в.. Последний был обусловлен господствующими в гуманитарной науке парадигмальными подходами, ведущее место среди которых занимают буквально-исторический, натуралистический и христианско-богословский. Подчеркнуто, что отличие их восходящих мировоззренческих оснований не сопровождается резким
отличием предложенных учеными выводов, которые, как правило, соглашаются
с тем, что в основе духовной жизни общества лежит обожествление природных
стихий. Теоретико-методологическим основанием предложенной Д. Овсянико-Куликовский натуралистически-психологической парадигмы интерпретации
текстов Ригведы стали идеи натуралистической и христианско-богословской
парадигмы, синтез которых осуществлялся сквозь призму методологических
установок эмпириокритицизма и лингво-философських идей В. фон Гумбольдта.
На этом основании показано, что древние арии одновременно поклонялись и
физическим и психическим процессам, ведущее место среди которых играет
экстаз – его достигает человек, прежде всего, с помощью языка в процессе
культовой деятельности. Среди прочего выявлено, что предложенная Д. Овсянико-Куликовский интерпретация Ригведы имеет четкую интенцию на признание креативной роли языка, которая, однако, не получает в его концепции логического завершения. Важнейшей чертой, лингво-философського своеобразия творчества
Д. Овсянико-Куликовского, является обоснование, во-первых, реального онтологического статуса и психофизиологической природы слова, во-вторых,
генетической взаимосвязи между грамматическим и логическим, и признание
последнего высшей степенью психического развития, в-третьих, перенос
внимания с языка на мысль. Выявлено, что в творческом наследии Д. Овсянико-Куликовского утверждается взаимообусловленность основных закономерностей развития языка с эволюцией человеческого разума и общества в целом. Показано, что основанием предложенной Д. Овсянико-Куликовским психологии художественного творчества есть, с одной стороны, идея родства науки и искусства, которая открывает возможность использования естественно-научных методов в процессе анализа художественного творчества, а с другой – специфика толкования личности (в том числе и личности автора), которая понимается ученым как результат синтеза всех элементов (чувства, воли, мышления) психики. Последний становится возможным на уровне надсоциальных (религия и мораль) чувств – именно они становятся тем мировоззренческим фундаментом, который дает возможность оценить значение предложенных искусством типических образов и выявить уровень их понимания.