Дисертаційне дослідження присвячене проблемі визначення особливостей соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату в умовах реабілітаційних центрів. У дослідженні здійснено теоретичний аналіз та узагальнено праці
вітчизняних та зарубіжних вчених, у яких розкрито концептуальні положення
теорії і практики соціалізації дітей та дорослих з порушеннями опорнорухового апарату, досліджено процес їх соціалізації та нові форми соціалізації, спрямовані на підвищення якості життя цих категорій дітей та молоді. Визначено критерії оцінки та рівні соціалізації осіб з порушеннями - випускників реабілітаційних центрів, була розроблена програма керованої соціалізації дорослих осіб з порушеннями ОРА. Адаптовано методику експериментального дослідження формування соціальних навичок осіб з порушеннями ОРА. Експериментальним шляхом доведено дієвість програми та методики керованої соціалізації осіб з порушеннями опорно-рухового апарату.
The efficiency of author method is verified by comparative analysis of rehabilitation centers graduates with disorders of musculoskeletal system who received social skills in the rehabilitation center according to the author's program of managed socialization and those graduates of the rehabilitation centers who took part in usual programs of socialization. It shows a statistically significant difference in parameters of relationship in
the families of children and adults with disorders of the musculoskeletal system,
their role in the family, their attitude to their own family, to the birth of children, interaction in society, motivation of social life, localization of their social life, motives for further training, employment, evaluation of their competence and level of preparation for working activity. The research provided an opportunity to develop a managed program of socialization of rehabilitation centers graduates for the implementation in social
rehabilitation centers for children and youth with disabilities.
Диссертационное исследование посвящено проблеме определения особенностей социализации выпускников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реабилитационных центров. В исследовании осуществлен теоретический анализ и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрыты концептуальные положения теории и практики социализации детей и взрослых с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, исследован процесс их социализации и новые формы социализации, направленные на повышение качества жизни этих категорий детей и молодежи. Определены критерии оценки и уровни социализации выпускников реабилитационных центров, была разработана программа управляемой социализации взрослых лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, адаптирована методика экспериментального исследования формирования их социальных навыков. Были разработаны методики гарденотерапии, преподавания спецкурса «Права человека», методика танцевальной терапии, методика работы фотокружка в условиях центра социальной реабилитации детей-инвалидов, методика проведения группы взаимоподдержки родителей детей-инвалидов. Экспериментальным путем доказана действенность программы и методики управляемой социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Об эффективности авторской методики свидетельствуют результаты сравнительного анализа выпускников реабилитационных центров с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые получили социальные навыки в центре реабилитации по авторской программе управляемой социализации и выпускники реабилитационных центров – лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые получили социальные навыки по обычным программам социализации. Статистически достоверно показана разница в показателях отношений в семьях детей и взрослых с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их роли в семье, позиций по отношению к собственной семье и рождению детей, взаимодействию в социуме, мотивации общественной жизни, локализации их общественной жизни, мотивов дальнейшего обучения,
получения работы, оценки профессиональных качеств и уровня подготовки к
трудовой деятельности. Исследование дало возможность разработать управляемую программу социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата для
внедрения в центрах социальной реабилитации детей и молодежи с инвалидностью.