Дисертацію присвячено проблемі з ’ясування рис індивідуального художнього стилю Юрія Клена. У роботі схарактеризовано особливості світоглядної системи письменника, який поєднав у своїй творчості ознаки “неокласики” і “празької школи”. Проаналізовано збірку “Каравели” як ідейно-композиційну цілісність, доведено, що концептуальним центром книги поезій виступає постать ліричного героя-мандрівника. Вивчено проблематику поеми-епопеї “Попіл імперій” і майстерність її художньої реалізації. Ідейно-тематичне багатство, образний світ, особливості
функціонування жанрових і формальних структур, проблема міжтекстових зв’язків у творах письменника розглядаються в контексті розвитку вітчизняної поезії першої половини XX століття.
The thesis is devoted to the problem of determining the characteristic features of the individual artistic style of Y.Klen. The work characterizes the peculiarities o f the author’s autlook which combines the features of “neoclassics” and “Prague school”. The authors analized the collection of poems “Caravels” as a unity of ideas and composition and pointed out that the central place of this collection of poems is occupied by a lyrical hero-traveller. The problems of the epic poem “Ashes of Empire” were studied as well as
the mastery of its artistic realization. The treasure of ideas and themes, images, peculiarities of genres and forms and the problem of intertextual connections in Y.Klen’s works is studied in the context of the development of Ukrainian poetry of the first half of the XX century.
Диссертация посвящена рассмотрению особенностей стилевой парадигмы поэзии представителя украинской диаспоры 30-40-х годов Юрия Клена. Идейно-тематическое многообразие, художественный мир, специфика функционирования жанров и форм, интертекстуальные связи в творчестве писателя анализируются в контексте развития поэзии первой половины XX века. Изучена проблема соотношения элементов художественных систем киевской “неоклассики” и “пражской школы”, с которыми был связан писатель. Оригинальный вариант синтеза “ неоклассики” и “вестниковства”, представленный Юрием Кленом, рассматривается в
связи с эстетическими, этическими и идеологическими исканиями его современников - Н.Зерова, М.Рыльского, Д.Донцова, Е.Маланюка и др. Писатель в условиях диаспоры продолжил традицию элитарной “неоклассической” поэзии, прибавив к разработанным культурософским мотивам последовательное осмысление проблем национального бытия украинцев, страстный волюнтаристский пафос, присущий стилю “пражской школы”. Доказано, что поэтический сборник “Каравели” представляет собой метатекст, устроенный по принципу замкнутой целостности, объединенной общей концепцией путешествия лирического героя во времени и
пространстве. Циклизация лирики в книге обусловлена композиционными особенностями и формальной организацией. Связующим звеном “Каравел” является образ персонажа, предстающего в нескольких ипостасях: рыцаря (“У слід конкістадорам”), философа (“Серед озер ясних”), патриота (“У Первозванного на горах”). Сюжетный стержень сборника основан на проблеме гармонии, состоящей в целостности внутреннего мира человека, в соразмерности материальной и духовной
сфер бытия. Исследуется эволюция лирического героя - путешественника,
осваивающего онтологически ценностные сферы жизни, - культуру, природу, Украину. Формой поиска идеала, духовного прогресса в поэзии Юрия Клена выступает мотив конкистадорства. Обобщается новаторство писателя в разработке “вечных” образов и “книжных”мотивов. Изучаются жанрово-композиционные особенности поэмы-эпопеи “Попіл імперій” - масштабного лиро-эпического произведения, в котором
осмысливаются актуальные проблемы мировой истории первой половины XX века. Эпопея рассматривается как способ сохранения культуры в условиях политических и духовных катаклизмов и как форма обобщения исторического опыта нации. Фрагментарность, незаконченность,=симметричность и повторяемость композиции обусловлены в произведении “неоклассическим” принципом соответствия формы
содержанию. Стихия трагических переживаний - от монодрамы лирического героя до вселенской драмы - воплощается в нарочито хаотической архитектонике. Проанализирована система интертекстуальных связей в поэмеэпопее “Попіл імперій”. Произведение основано на диалоге с культурнымконтекстом, насыщено литературными, театральными, музыкальными,архитектурными, декоративно-живописными ассоциациями и реминисценциями. Юрий Клен одновременно и создатель нового текста, и интерпретатор прототекстов. В поле его зрения - образный мир Данте, В.Гете, И.Котляревского, французских “парнасцев”, киевских
“неоклассиков”, “пражан”. Используя классическую традицию, поэт создал собственную эстетическую модель, новую для отечественной литературы первой половины XX века. Осваивая систему культурных кодов, следуя художественным
ценностям “неоклассики”, писатель выступает как новатор. Его восприятие современной бытийной проблематики проявляется в обновлении традиционных форм, в использовании разветвленной системы жанров, в придавання ритмомелодическим структурам эластического и гибкого вида.