Дисертацію присвячено проблемі формування особистісного самовизначення школяра в умовах діяльності комплексного позашкільного навчально-виховного закладу. За допомогою аналізу існуючих підходів до цієї проблеми в роботі пропонується новий погляд на педагогічну сутність процесу особистісного самовизначення шляхом обґрунтування його педагогічної моделі. Встановлено, що основними компонентами особистісного самовизначення школяра є його активність, аксіологічна та проективна спрямованість. Оцінка якісного стану особистісного
самовизначення можлива через виявлення його типу та рівня сформованості. В дослідженні обґрунтовуються шляхи оптимізації процесу особистісного самовизначення: удосконалення змістового, процесуального та управлінського аспектів діяльності комплексного позашкільного навчально-виховного закладу.
The dissertation is devoted to the problem of forming personality selfidentification of a pupil in the conditions of a complex extramural educational institution. The author analyses existing approaches to this issue and offers a novel view on the pedagogical essence of personality self-identification by way of arguing for pedagogical model. It is being ascertained in the work that the main components of personality self-identification of a pupil are his or her activity, system of accepted values, and vision of his or her own future. Qualitative assessment of personality self-identification can be done by way of
determining its type and the extent to which it is formed. The author argues for the following ways to optimise the process of personality self-identification: improving the content, forms, methods, and direction of the activity of a complex extramural educational institution.
Диссертация посвящена проблеме формирования личностного самоопределения школьника в условиях деятельности комплексного внешкольного учебно-воспитательного учреждения. На основе анализа существующих научных подходов к
определению понятия «личностное самоопределение» (М.Р. Гинзбург, Э. Эриксон, В.Ф. Сафин, В.О. Сухомлинский и др.) в исследовании предлагается новый взгляд на его педагогическую сущность. В частности, личностное самоопределение определяется автором как процесс и результат сознательного освоения социально активным субъектом жизненных ценностей и смыслов, направленный на проектирование своего будущего. Установлено, что личностное самоопределение также выступает в качестве цели и средства воспитания. Исходя из данных,
полученных в результате сопоставления философского, психологического,
социологического и собственно педагогического подходов к проблеме личностного самоопределения, обосновывается педагогическая модель исследуемого процесса. Её основными структурными компонентами являются: активность, аксиологическая и проективная направленности субъекта самоопределения. На основе сопоставления уровней сформированности компонентов исследуемого явления диссертант предлагает методику определения типа личностного самоопределения. Обосновано существование 27 типов. Описаны характерные психолого-педагогические особенности самоопределения личности по каждому из типов, а также определены соответствующие им направления педагогической коррекции.
Особое внимание в работе уделяется анализу деятельности комплексного внешкольного учреждения, которое рассматривается как специфическое пространство самоопределения его воспитанников. Историко-педагогический анализ возникновения и становления внешкольных учреждений Украины позволил определить основные современные тенденции их работы: широкодоступности,
многофункциональность, приобретение признаков сложной, многоуровневой педагогической системы. Осуществлен анализ содержания работы творческих объединений школьников по интересам. Установлено, что в процессе формирования личностного самоопределения школьника лучше использовать концентрическую или смешанную структуры учебной программы кружка. В содержании учебной программы должны быть отображены основные этапы профессионального
самоопределения школьника. Экспериментальным путём определен комплекс форм и методов работы внешкольного учреждения, наиболее способствующий оптимизации формирования личностного самоопределения школьников. Указывается, что содержание индивидуальной педагогической коррекционной работы со школьниками необходимо формулировать в соответствии со знаниями о типе личностного самоопределения. При этом в качестве основной формы работы внешкольного учреждения рассматривается кружок. Предложена модель системно-целевого управления деятельностью внешкольного учреждения. Управление внешкольным учреждением автор рассматривает как управление педагогической системой, где стратегической целью выступает идея формирования личностного
самоопределения воспитанников. Этот процесс требует поэтапного воплощения на всех управленческих уровнях: стратегическом (совет учреждения), тактическом педагогический совет), технологическом (методический совет), а также оперативном (непосредственное руководство деятельностью школьников на занятиях кружка).
Определена оптимальная структура содержания работы художественного отдела комплексного внешкольного учебно-воспитательного учреждения. В частности, обосновывается концепция обязательного введения кружковцев в коллективную творческую деятельность путём участия в художественных коллективах, выставках,
соревнованиях и пр. В диссертации формулируются практические предложения и рекомендации, направленные на совершенствование работы педагогического, методического советов внешкольного учреждения. Определено содержание
готовности педагога к организации работы творческого объединения детей по интересам.