У дисертації представлено модель та методику формування соціокультурних знань учнів основної школи у процесі вивчення географії України. Мета, зміст, засоби, організаційні форми контролю е складовими компонентами моделі. Здійснено аналіз тем курсу „Географії України” щодо можливості надання соціокультурних знань учнів, конкретизовано їх зміст. Створено навчальну програму „Політична географія”. Розроблено критерії та рівні сформованосгі соціокультурних знань з урахуванням соціальної грамотності особистості. Експериментально доведено ефективність
запропонованої моделі.
The dissertation present methods of formation of social and cultural knowledge among the pupils o f the basis school in the process o f studding of Geography o f Ukraine. The aim, content, methods, activities and means of teaching, organization forms o f teaching and control with the diagnosis are the components suggested by didactic system. The themes of the course „Geography of Ukraine” were analyzed concerning the social and cultural knowledge, their content was rendered concrete. The teaching course „Political geography” was suggested. The criterions and levels o f formation o f social and cultural knowledge were worked up taking into consideration individual’s social competence and the civilization’s building up. The efficiency of the suggested model was tested
experimentally.
В диссертации представлена экспериментальная модель формирования
социокультурных знаний учащихся основной школы в процессе изучения
географии Украины. Учитывая актуальность социокультурной парадигмы
развития образования, обосновано необходимость наполнения школьных
географических курсов и курса «География Украины» социокультурными
знаниями. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что
изучению социокультурных знаний в курсе «География Украины» способствуют следующие факторы: тенденция к преобразованию образовательного пространства в социокультурное; гуманизация и гуманитаризация образования, опыт мировой и отечественной педагогики; исторический опыт географической науки по изучению жизнедеятельности человека во всех аспектах; научные поиски ученых-географов, методистов. Теоретически обоснованы основные понятия по проблеме исследования. Конкретизировано содержание понятия «социокультурные знания» в системе географического образования. Разработанная модель формирования
социокультурных знаний у учащихся в процессе изучения географии Украины состоит из целевого, мотивационного, содержательного, операционно-деятельственного, контрольно-регулирующего, оценочно-результативного компонентов. Определены и проанализированы организационные, психолого-педагогические условия успешного функционирования предложенной модели. К ним отнесены: личностные характеристики учителя (прогностические, организационные,
коммуникативные умения, умения осуществлять творческую деятельность и
индивидуальный подход, умение проводить исследовательскую деятельность), психологические особенности подросткового возраста, применение современных принципов дидактики; создание в процессе обучения ситуаций, содействующих социальному воспитанию. Детально проанализированы темы, имеющие социокультурное содержание. Конкретизированы географические знания курса, которые могут рассматриваться как геосоциокультурные и являются основой для
формирования социальной компетентности личности, социальной грамотности, развития личностных качеств гражданина Украины. Предложены методические рекомендации к темам и разделам курса: «Географические исследования территории Украины», «Формирование территории Украины», «Население Украины», состоящие из словаря терминов и понятий, примеров использования произведений украинской литературы на уроках, планов уроков, разработанных соответственно
предложенной методики. Для углубления социокультурных знаний учащихся
предложен курс „Политическая география”. Представленные в модели методы, формы и средства обучения обеспечили успешное ее функционирование и составили основу методики формирования социокультурных знаний, которая направлена па осознание учениками личностной и общественной значимости этих знаний, создание учебных ситуаций, способствующих формированию социальной грамотности личности. Оценочно-результативный компонент модели представлен
критериями (интеллектуальный, эмоционально-ценностный, мировоззренческий, поведенческий) и уровнями сформированности социокультурных знаний с учетом социальной грамотности личности. В диссертации дан сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, который свидетельствует об эффективности предложенной модели, что подтверждено статистическими и качественными показателями.