Дисертацію присвячено виявленню психологічних особливостей когнітивного, емоційно-оцінного та поведінкового компонентів “Я-концепції” невстигаючих учнів початкових класів. Встановлено фактори неуспішності молодших школярів з труднощами у навчанні (порушення операційного блоку навчальної діяльності, порушення цілепокладання учіння і порушення мотивації навчання) та характер їх зв’язку з особливостями “Я-концепції” дітей молодшого шкільного віку. Запропонована теоретично обгрунтована і практично перевірена система
навчально-розвивальної роботи для невстигаючих молодших школярів
спрямована на підвищення успішності в навчальній діяльності з врахуванням
факторів неуспішності кожного засобами індивідуально-диференційованого
навчання та формування позитивної “Я-концепції” в дітей активними методами
навчання. На основі одержаних висновків розроблено практичні рекомендації
батькам, вчителям і психологам з організації життєдіяльності невстигаючих
учнів.
The thesis is devoted to revealing in primary students with learning difficulties those peculiarities of cognitive, emotio-estimative components along with the component of behavior. The factors of primary students with learning difficulties poor progress were established (the infringe of training activity operational block, the infringe of educational purpose setting together with the infringe of educational motivation); the character of their connection with peculiarities of primary students with learning difficulties “Self-conception”.
The proposed theoretically-grounded and practically tested system of educative-developing work for primary students is aimed at improving school results in educative activity. Within the factors of individual poor progress is taken into consideration by means of individually-differentiated education and the formation of positive students “Self-conception” by active educational methods. Basing on obtained conclusions the practical recomendations for parents, teachers and psychologists as to vital activities of low-achieved students were developed.
Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей формирования “Я-концепции” неуспевающих младших школьников. “Я-концепция” рассматривается как динамическая система осознанных и неосознанных представлений о собственном “Я” в совокупности с их эмоционально окрашенной оценкой и поведенческой реакцией. На основе теоретического анализа причин неуспеваемости выделены три основные группы психолого-педагогических факторов неуспеваемости младших
школьников в учебной деятельности: 1) нарушение мотивационной сферы
обучения учеников с нормальным интеллектуальным развитием; 2) нарушение
целеполагания в учебной деятельности; 3) нарушение операционного блока
учебной деятельности. На основе анализа психологической литературы выявлено отсутствие исследований по проблеме формирования “Я-концепции” неуспевающих
младших школьников и, в отдельности, возможное влияние факторов неуспеваемости на становление личности учащихся с трудностями в обучении.
В результате констатирующего исследования установлены факторы
неуспеваемости младших школьников с трудностями в обучении и характер их
связи с особенностями “Я-концепции” детей младшего школьного возраста.
Так, выявлены и охарактеризованы удельный вес и взаимосвязь между
факторами неуспеваемости учащихся начальных классов в учебной деятельности: 1) наиболее часто фактором неуспеваемости является нарушение основных познавательных функций: памяти, внимания и самоконтроля; 2) неуспеваемость часто обуславливается следующими группами факторов - нарушение операционного блока обучения, нарушение целеполагания и мотивационной сферы учебной деятельности, которые имеют неодинаковый удельный вес; 3) очень часто основные группы факторов неуспеваемости приводят к неуспеваемости не изолированно, а в совокупности. Установлено, что “Я-концепция” неуспевающих младших школьников
отличается своим отрицательным содержанием, на что указывают: неадекватный “Я-образ”, неадекватная самооценка, отрицательное самоотношение, высокий уровень тревожности и низкий уровень самоконтроля в поведенческой деятельности. Выявлена взаимосвязь между факторами неуспеваемости в учебной деятельности и составляющими “Я-концепции” учеников с трудностями в обучении. В отдельности, постоянная неуспеваемость в учебной деятельности приводит к появлению отрицательного самоотношения у детей; высокий уровень школьной тревожности является фактором появления высокого уровня личностной тревожности; низкий уровень самоконтроля в учебной деятельности усложняет процесс становления самоконтроля поведенческой деятельности. С целью формирования положительной “Я-концепции” разработана и апробирована система учебно-развивательной работы с учениками начальных классов, направленная на повышение успеваемости школьников в учебной деятельности и личностный рост каждого ребенка. Система учебно-развивательной работы с неуспевающими школьниками состояла из двух
блоков: 1) индивидуально-дифференциированное обучение учеников с учетом
факторов неуспеваемости каждого; 2) формирование положительной “Я-концепции” каждого ученика. Для реализации индивидуально-дифференциированного обучения
использовались учебные задания, подобранные для шести групп школьников,
объединенных в соответствии с основными группами факторов неуспеваемости
в учебной деятельности. Система определенных упражнений и приемов работы
для личностного роста всех учеников направлялась на повышение уровня самопознания, формирование положительного самоотношения, снижение уровня тревожности. Повышение уровня успеваемости в учебной деятельности и
положительные качественные изменения в содержании когнитивного, эмоционально-оценного и поведенческого компонентов “Я-концепции”, вследствие проведенной системы работы, способствовали формированию положительной “Я-концепции” неуспевающих младших школьников. На основе полученных выводов разработаны практические рекомендации для родителей, учителей и школьных психологов по организации жизнедеятельности неуспевающих младших школьников.