Дисертацію присвячено дослідженню соціальних і психологічних передумов
підліткових та юнацьких самогубств, а також заходів їхньої профілактики. З позицій
вчинкового підходу розкрито психологічну сутність механізмів виникнення та
попередження суїциДальних намірів неповнолітніх. Встановлено взаємозв'язок між
особливостями формування суїцидальної поведінки та структурою ціннісно - мотиваційної сфери особистості, розроблено та апробовано комплекс методик діагностування ознак суїцидального ризику, описані ознаки психологічних станів, які зумовлюють суїцидапьну поведінку неповнолітніх. Розроблено систему психолога - корекційних заходів впливу на мотивацію суїцидальної поведінки підлітків та юнацтва з метою її дезактуалізацїї.
The dissertation is devoted to research of social and psychological preconditions and means of prevention of teenagers and youth suicides. Psychological essence of mechanisms of occurrence and prevention of suicidal intentions is discussed in the dissertation from positions of the action theory. Interdependence between peculiarities of formation of suicidal behavior and structure of personal values and motivation is established. A complex of diagnostic techniques of suicidal risk patterns is developed and approved. Diagnostic scale of emotional and states which cause suicidal behavior minor is
offered. System of means of psychological correction that affect motivation of
suicidal behavior of teenagers and youth with the purpose of its dezactualization
is developed.
Диссертация посвящена исследованию социальных и психологических предпосылок
подростковых и юношеских самоубийств, а также средств их профилактики. Доказана необходимость экспериментально - генетического подхода к исследованию самоубийств, когда суицидальное поведение изучается с точки зрения объективных процессов зарождения, причин возникновения, становления в жизненных ситуациях,
функционирования и обновления либо возрождения. Психологическая сущность механизмов возникновения и предупреждения суицидальных намерений несовершеннолетних раскрыта исходя из понимания самоубийства как поступка, который направлен на лишение себя жизни, а суицидального поведения как поступковой активности личности, которую составляют ситуационный конфликт, направленность субъекта на определенное изменение ситуации, наличие
борьбы мотивов, разрешающейся в поступке, и феномен последействия в случае
суицидальной попытки. Предпосылки подростковых и юношеских самоубийств условно разделены на факторы ближайшей социальной среды (семья), близкого окружения (школа, друзья), этносоциума и аффективные, когнитивные, поведенческие особенности жизнедеятельности несовершеннолетнего. Установлено, что до половины мотивов детских самоубийств относятся к сфере семьи. Причиной возникновения суицидального поведения могут быть потеря родителей, как следствие развода либо смерти, продолжительные конфликты между родителями, эмоциональная отчужденность членов семьи, гиперопека, физическое или сексуальное насилие со стороны взрослого. Доказано, что переживание несовершеннолетним эмоциональной изолированности, аффективная напряженность, амбивалентность чувств, депрессивность (аффективный
уровень), крайняя степень негативизма по отношению к себе, обусловленное стрессом сужение мышления, потеря смысла жизни, романтизация смерти (когнитивный уровень), ухудшение качества учебной и других видов деятельности, раздаривание личных вещей, необычные перемены в поведении, отдаление от близких людей (поведенческий уровень) могут быть признаками психологической готовности несовершеннолетнего к самоубийству. Установлена взаимосвязь между особенностями формирования суицидального поведения и структурой ценностно - мотивационной сферы личности. Доказано, что самоубийства детей и молодежи мотивируются нарушениями системы потребностей и ценностей личности. Неудовлетворенность потребностей безопасности и защиты в родительской семье, общения с мамой, принадлежности к референтной группе, уважения и любви со стороны окружающих, уверенности в завтрашнем дне разрушает чувства самоуважения и самоценности подростка либо юноши, формируя тем самым
ценностно - негативное отношение к себе и к своему дальнейшему существованию.
Вероятность возникновения суицидального поведения увеличивается при своеобразном ценностно -позитивном отношении личности к феномену смерти.
Разработан и апробирован комплекс методик диагностики признаков суицидального
риска, описаны показатели психологических состояний, которые обуславливают
суицидальное поведение несовершеннолетних. Установлено, что с суицидальным
риском коррелируют такие составные «Я - концепции» несовершенно-летнего как
внутренняя конфликтность, расхождение между «Я реальным» и «Я идеальным», низкая самоценность, постоянное самообвинение, негативное отраженное отношение к себе, а также доминирование переживаний одиночества, отчуждения от ровесников, безнадежности, бессмысленности своего существования. Разработана система психолого - коррекционных средств влияния на мотивацию суицидального поведения несовершеннолетних с целью ее дезактуализации. Доказана эфективность таких направлений профилактики подростковых и юношеских
самоубийств, как расширение сферы самосознания личности (укрепление чувств
самоуважения и любви к себе, развитие навыков самоанализа, самопонимания и
саморегуляции); актуализациия новых граней ценностно - мотивационной сферы
(утверждение ценности индивидуальной жизни в целом, акцентирование своеобразности и неповторимости каждой личности, формирование личностной ответственности за будущие события); видоизменение отношения к феномену смерти (осознавание конечности существования и абсурдности намеренного приближения смерти). Разработан и апробирован психологический тренинг как средство профилактики детских и юношеских самоубийств. Доказано, что групповая форма занятий создает условия для формирования антисуицидальной мотивации несовершеннолетних путем осознания участниками типичности своих проблем, большего принятия личности товарища и своих индивидуальных особенностей, повышения сплоченности классного коллектива и обновления системы групповых ценностей. Показана необходимость различий в выборе средств профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в зависимости от временной и пространственной близости личности к поступку самоубийства (пресуицид, постсуицид, утрата близкого человека, который покончил жизнь самоубийством).
Ключевые слова: самоубийство, суицидальное поведение, мотивация суицидального поведения, фрустрация потребностей, эмоционально - психологические состояния, ценностно - мотивационная структура личности, «Я - концепция», психопрофилактика, психокоррекция.