У дисертації здійснено аналіз психолого-педагогічної літератури з проблеми
пізнавальної активності особистості та особливостей її розвитку в дошкільному віці,
досліджені вікові особливості прояву пізнавальної активності дітьми 4-го і 6-го
років життя, визначені критерії, показники та рівні розвитку пізнавальної активності
у дітей даного віку. Експериментально досліджено вплив різних стилів спілкування
вихователів з дітьми на розвиток їх пізнавальної активності. З’ясовано, що саме
демократичний стиль спілкування педагога з дитиною обумовлює найбільш
оптимальний шлях розвитку пізнавальної активності молодших і старших дошкільників. Розроблено та апробовано методику формування пізнавальної
активності старших дошкільників, в основу якої покладено особистісно-орієнтовану
модель взаємодії вихователя з дітьми. Обгрунтовано та апробовано систему роботи з вихователями, спрямовану на формування їх комунікативних вмінь та вміння
активізувати пізнавальну активність дітей-дошкільшіків. Найбільш ефективними
засобами формування пізнавальної активності старших дошкільників виявилися
робота з дидактичним матеріалом та ігротерапія.
The dissertation deals with analysis of psychologo-pedagogical literature with problems of cognitive activities of personality and peculiarities of pre-school age, the aged peculiarities of cognitive activity of children aged 4-6 are illustrated and researched, the criteries are learnt, the exponents and levels of development of cognitive activity of preschool children, the styles of communication of educators are researched experimentally and their influence to the development of cognitive activity of children aged 4-6. It is proved, that is very democratic style of educators communication with a child brings about the optimal way of development of cognitive activity of pre-school children. The system of work is eleborated and approved concerning the cognitive activity formation of preschool children in the process of communication with an educator and also the work system of correction of communicative skills of educators.
Диссертационное исследование посвящено развитию познавательной активности
детей четвертого и шестого года жизни в процессе общения с воспитателем.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе не раскрыты причины снижения активности познания у
дошкольников, отсутствуют психологические обоснования преодоления
интеллектуальной пассивности у детей дошкольного возраста, остаются
малоизученными механизмы общения, которые способствуют развитию познавательной активности детей этого возраста Кроме того, в нынешних
дошкольных учебных учреждениях отмечается невысокий уровень культуры
педагогического общения, неумение воспитателей воспринимать ребенка как
личность, налаживать доброжелательные отношения с ним, что в большой степени
тормозит развитие его познавательной активности. В диссертационном исследовании приведен анализ философской, психологической и педагогической литературы по даной проблеме. Это позволило обобщить подходы к изучению познавательной активности, представленные в литературе, уточнить содержание этого понятия относительно детей дошкольного возраста, а также наметить пути формирования названного психологического феномена у старших дошкольников.
Теоретический анализ литературы позволил выделить критерии познавательной
активности детей-дошкольников: инициативность (стремится ли ребенок к поиску
неизвестного, проявляет волевое усилие, настойчив ли он); самостоятельность
(нужна ли ребенку помощь в познании, самостоятелен ли он, количество
самостоятельных действий в процессе решения задач); продолжительность
активности во времени, количество отвлечений, их направленность; любознательность, заинтересованность. Познавательная активность определялась по таким показателям: внимание и особенный интерес к предмету или явлению; эмоциональное отношение к нему (удивление, восхищение, равнодушие и. т.д), интенсивность эмоциональных проявлений; действия, направленные на лучшее познание строения предмета, понимайте его функционального назначения (особенное значение тут имели качество и разнообразие обследуемых действий, паузы для раздумываний); насколько ребенок инициативен в ответах на вопросы; хочет ли получить новые знания; отвечает по собственному желанию, или только по требованию воспитателя. На основе выделенных критериев и показателей развития познавательной активности младших и старших дошкольников выделено 3 уровня развития этого психологического феномена: высокий, средний, низкий и дана каждому из них психологическая характеристика. Определены и описаны качественные отличия в содержании познавательной активности младших и старших дошкольников. Установлено, что объектом познавательной активности младших дошкольников выступают мир предметов, их функциональные связи и природные явления (сезонные и погодные). Объектом познавательной активности старших дошкольников, кроме перечисленных выше, выступают тепловые и светловые явления, агрегатные состояния веществ, события, которые происходят в социальной сфере, в стране, обычаи украинского народа, моральные категории, пространственные и временные отношения. Решая познавательные задачи, старшие дошкольники применяют поисковые умственные и практические действия, которые значительно оригинальнее по сравнению з действиями четырехлетних детей. Вопросы, которые задают дети 6-го года жизни значительно содержательнее, отличаются заметно большей познавательной направленностью по сравнению с вопросами младших дошкольников. В диссертационном исследовании экспериментально изучены и описаны особенности авторитарного и демократического стилей общения воспитателей, а также их влияние на развитие познавательной активности дошкольников. Установлено, что воспитатели авторитарного стиля общения часто бывают непоследовательными в своих требованиях к детям, не всегда могут выслушать их, дать совет. Для их поведения характерно акцентирование внимания на недостатках детей, частые замечания и наказания. В отличит от них, воспитатели демократического стиля общения не проявляют негативных установок по отношению к детям, не забывают оценивать их успехи, не смеются над неудачами. В общении этих педагогов с детьми доминирует мягкий, радушный тон. В исследовании нашла подтверждение гипотеза о том, что демократический стиль общения педагога с ребенком в условиях личностно-ориентированной модели обучения и воспитания обеспечивает оптимальный путь развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Сопоставление результатов развития познавательной активности
экспериментальной и контрольной групп дало возможность сделать вывод об
эффективности разработанной методики формирования познавательной активности
старших дошкольников и коррекции коммуникативных умений воспитателей.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для повышения уровня познавательной активности детей
дошкольного возраста и коррекции коммуникативных умений воспитателей, при
подготовке воспитателей и практических психологов.