Дисертація містить результати теоретичного та експериментального дослідження емоційної дезадаптації молодших школярів. Розкривається зміст емоційної дезадаптації, визначаються її критерії: стійкій стан емоційної напруги (тривожність, страх) і порушення саморегуляції ((підвищена рухлива активність, надмірна пасивність); рівні розвитку (високий, середній, низький); форми прояву (емоційна нестабільність, тривожність, агресивність, відстороненість. За часом виникнення емоційна дезадаптація поділяється на первинну і вторинну, за ступенем виявлення - на явну і приховану. Аналізуються індивідуально-психологічні та соціально-психологічні фактори, які зумовлюють виникнення емоційної дезадаптації. Розроблена та апробована програма профілактики та корекції щодо пом’якшення впливів факторів емоційної дезадаптації на молодших школярів. Програма включає психологічну профілактику, консультування батьків, учителів і корекційну роботу з емоційно дезадаптованими школярами. Експериментально доведено, що виявлені індивідуально-психологічні та соціально-психологічні фактори впливають на виникнення емоційної дезадаптації молодших школярів, а комплексна психопрофілактика і корекція сприяє зниженню гостроти прояву дезадаптації в учнів початкової школи.
The dissertation deals with the results of theoretical and experimental study of
emotional disadaptation of junior schoolchildren in primary school. The notion of
emotional disadaptation is extended and deepened. Individual-psychological and socio-psychological factors are defined. The results of experimental studies concerning the content of junior schoolchildren are presented. The forms of emotional disadaptation display such as emotional instability, introversion, motivation of avoiding failure are revealed. It is stated that levels of its development are high, average, low. I individual-psychological factors and socio-psychological factors emotional disadaptation are analyzed. There has been proved the effectiveness of the programme of psycho-corrective measures directed toward the formation of emotional stability of junior schoolchildren in primary school. The programme includes psychological preventive inspection, consultation of parents, teachers and correction work with emotionally disadaptated children. Lack of such programmes gives rise to a tendency of emotional disadaptation. Research approbated programme of preventive inspection and psychocorrection of emotional disadaptation is suggested. Revealed individual-psychological and sociopsychological factors that cause emotional disadaptation of junior schoolchildren are experimentally proved.
Диссертация содержит результаты теоретического и экспериментального
исследования эмоциональной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
Раскрыто содержание эмоциональной дезадаптации. Под эмоциональной
дезадаптацией подразумевается психическое состояние, вызванное стойким,
длительным напряжением и выражающееся в дисфункции механизмов
саморегуляции, снижении продуктивности познавательных процессов и обострении
коммуникативных проблем. Определены ее критерии: устойчивое состояние эмоционального напряжения (тревожность, страх) и нарушения саморегуляции (повышенная двигательная активность, чрезмерная пассивность). Установлены формы проявления эмоциональной дезадаптации: эмоциональная нестабильность, тревожность, агрессивность, отстраненность; уровни развития (высокий, средний, низкий). Исследована эмоциональная дезадаптация по времени возникновения
(первичная и вторичная), по степени выраженности (явная и скрытая). Определены индивидуально-психологические (меланхолический тип темперамента, высокий уровень тревожности, мотивация избегания неудачи) и социально-психологические факторы (негармонический тип семейного воспитания, неблагоприятный эмоциональный микроклимат в семье, авторитарный стиль взаимодействия учителя с учащимися, психологическая и педагогическая некомпетентность учителя, нарушения взаимоотношений с одноклассниками), обусловливающие возникновение эмоциональной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Выявлено, что наибольшую предрасположенность к эмоциональной дезадаптации имеют интровертированные школьники с высокими показателями нейротизма и личностной тревожности. Для этих учащихся свойственна устойчивая эмоциональная лабильность, выраженность явлений тревожною ряда, впечатлительности, сензитивности, тенденции сильно переживать события, ситуации, они нерешительны, беспокойны, не настойчивы в достижении цели, их познавательные способности заблокированы отрицательными эмоциями. Эмоционально дезадаптированные первоклассники имеют также высокие показатели эмоционального неблагополучия в школе (они испытывают страх несоответствия ожиданиям учителей, страх отрицательных оценок, ситуации проверки знаний, переживание конфликтов с одноклассниками). Установлено, что большинство семей, имеющих эмоционально дезадаптированных детей - это семьи, для которых характерным типом воспитания является повышенная моральная ответственность, доминирующая гиперпротекция. Разработана и апробирована программа профилактики и психокоррекции эмоциональной дезадаптации. Предлагаемая программа содержит три блока: психологическую профилактику, консультирование родителей, учителей и коррекционную работу с эмоционально дезадаптированными школьниками. Психологическая профилактика ориентирована на повышение культуры взаимодействия родителей с детьми и оказание им помощи в выработке
последовательных и приемлемых требований к ребенку; совершенствование
образовательной работы учителей, гуманизацию межличностных отношений в
классе, создание благоприятного психологического климата в коллективе,
повышение психолого-педагогической компетентности учителей. Психокоррекция направлена на снижение эмоционального напряжения, расширение спектра эмоционального реагирования, формирование навыков саморегуляции, обучение конструктивным формам поведения эмоционально дезадаптированных школьников. Основная форма коррекционной работы - объединение учащихся в тренинговые группы с учетом конфигурации эмоциональной дезадаптации. В процессе психокоррекции использовались следующие методы и приемы: метод последовательной десенсибилизации (релаксация, конструирование иерархии
стимулов); приемы «настройка на определенное эмоциональное состояние»,
«переинтерпретация» симптомов тревожности», переориентация с достижения
результатов на способ выполнения заданий. В числе методов коррекции
применялись метод поэтапных изменений, метод позитивного и негативного
подкрепления, метод моделирования ситуации, психогимнастика, этюды, игры с
правилами. Экспериментально доказано, что на снижение влияния индивидуально-психологических и социально-психологических факторов эмоциональной
дезадаптации в младшем школьном возрасте влияют психологическая
профилактика и коррекция. Это проявляется в значимой динамике уровня
эмоциональной дезадаптации, личностной тревожности, мотивации достижения,
уровня школьной мотивации и социометрического статуса, а также в существенных
изменениях эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах эмоционально
дезадаптированных первоклассников. Учащиеся стали более свободными и
открытыми, у них усилился мотив достижения успеха, повысилась активность,
появилась уверенность в себе, они приобрели способность адекватно оценивать
результаты собственных действий, повысились успехи в учении.