У дисертації подається цілісна концепція «філософії похилого віку» в екзистенційному та соціокультурному контексті як принципово нового напряму
наукових досліджень. Феномен похилого віку розглянуто з точки зору
міждисциплінарного підходу. Розкрито механізм соціального конструювання
стереотипів похилого віку. З’ясовано особливості самотності, сутність вікових
та екзистенційних криз людей похилого віку, зазначені шляхи їх подолання та
стратегії надання соціально-психологічної допомоги й емоційної підтримки
літнім людям у важких життєвих ситуаціях. Обґрунтовано соціальну обумовленість видів допомоги людям похилого віку особистісною спрямованістю членів української спільноти. Досліджено стратегії життєустрою людини похилого віку та зазначено напрями соціальної роботи щодо корегування дезадаптивних стратегій. Розроблена орієнтовна модель соціальної роботи з людьми похилого віку.
The dissertation contains a holistic conception of "Philosophy of elderly age" in existential and socio-cultural context as a fundamentally new direction of research. The phenomenon of elderly age is considered from the viewpoint of an interdisciplinary approach. The mechanism of social construction of elderly age stereotypes is revealed. The features of loneliness, the essence of age and existential crises of elderly people are found out; the ways of their overcoming and the strategies for providing social and psychological assistance and emotional support to the elderly in difficult life situations are specified. Social conditionality of the types of assistance to the elderly by personal orientation of the Ukrainian community members is substantiated. The strategies of living arrangements for the elderly are investigated, the social work directions for correcting disadaptation strategies are mentioned. An approximate model of social work with elderly people is developed.
В диссертации представлена целостная концепция «философии пожилого возраста» в экзистенциальном и социокультурном контексте как принципиально нового направления научных исследований, которая интегрирует междисциплинарные знания о личностном и социокультурном феномене пожилого возраста. Концепция философии пожилого возраста является теоретико-методологической основой построения пожилым человеком оптимальной формы собственной жизнедеятельности, государством – эффективной социальной политики, гражданским обществом – системы волонтерства и социальной работы с людьми пожилого возраста. Представлены стратегии жизнеустройства человека пожилого возраста, отмечена роль чувства удовлетворенности жизнью и направленности на
единство или отстраненность от мира при их выборе, определены виды
геронтосоциальной работы с целью коррекции дезадаптивных стратегий.
Исследована социальная обусловленность видов помощи людям пожилого
возраста личностной направленностью членов украинского сообщества,
отмечены мировоззренческо-нравственные детерминанты формирования
потребности в оказании помощи в украинской ментальности. Уточнена тенденция негативного восприятия пожилого возраста в общественном сознании в связи со сменой возрастных приоритетов в пользу молодости, невостребованностью и неконкурентоспособностью пожилых на рынке труда, ухудшением социально-экономической ситуации, которая ставит их на грань выживания. Рассмотрен механизм социального конструирования стереотипов пожилого возраста. Охарактеризованы позитивные и негативные типы одиночества в пожилом возрасте как внутренней и внешней свободы, которая создает необходимую перспективу для духовного роста или внутренняя и внешняя изоляция, которые сопряжены с психологическими, эмоциональными расстройствами, страданиями, чувством безвыходности, отчужденностью от мира; отмечено влияние одиночества на мотивационную сферу личности. Выяснена сущность возрастного (нормативного) кризиса пожилого возраста и экзистенциальных кризисов, в том числе связанных со смертью, отмечены стратегии предоставления социально-психологической помощи и эмоциональной поддержки пожилым людям в тяжелых жизненных ситуациях.
Обобщены биологические, социо-геронтологические, социально-психологические теории об особенностях пожилого возраста; проанализировано кризисное состояние демографической реальности на Украине; дано трактование старости и смерти в этнокультурном контексте. Установлено, что в философской онтологии феномен пожилого возраста вписан в историко-культурную концепцию времени; доминирующее социальное время, как время жизни и время смерти, содержательное наполнение каждого возрастного периода человека имеют социокультурную обусловленность. Предложено «пожилой возраст» рассматривать как фрактал, который, с одной стороны, отличается многомерностью, множеством разных тенденций, направлений развития в пределах одной биографии, а с другой – самоподобный жизни в целом. Подобно тому как человеческая жизнь имеет начало (детство, отрочество), расцвет (юность, молодость), зрелость (средний возраст) и
завершение (пожилой возраст, старость), последний подразделяется на периоды: начальный (предпенсионный возраст); расцвета – пожилой возраст; зрелости – старость; завершение – долголетие. В пределах пожилого возраста выделяем подобные фазы по пятилетнему разделению. Данная периодизация использована в модели социальной работы с людьми пожилого возраста как критерий дифференциации по возрасту. Опора на фрактальную теорию позволила рассматривать новый для нашего общества феномен пожилого возраста по подобию к другим более изученным периодам развития, представить человеческую жизнь в целостности. Разработанная модель социальной работы с людьми пожилого возраста содержит критерии возрастной дифференциации, основные компоненты (деятельностно-практический, когнитивный, здоровье-сохраняющий) и их качественные характеристики. Отмечено, что пожилой возраст, в силу биопсихологических и физических особенностей, приобретенного в течение жизни социокультурного знания и экзистенциального опыта, создает наилучшие условия для духовной и творческой деятельности. В философском измерении пожилой возраст, как переход от зрелости к старости, мы характеризуем изменением экзистенциальной парадигмы. Потребительская парадигма использования среды ради удовлетворения собственных потребностей заменяется ответственной парадигмой организации и охраны среды, заботы, о нем. Жизненный опыт ошибок и потерь, боязнь навредить своими действиями, необходимость учета собственного влияния на среду, усиливает субъективность человека пожилого возраста. Под последней понимаем, что человек ответственен за свое существование в мире, за
организацию собственного бытия в нем, а также при выборе собственных
стратегий жизнеустройства, которые должны согласовываться со стратегиями
других субъектов, он становится ответственен за Других. С одной стороны, как
субъект – он выделен из среды, с другой – она ограничена им. Ситуация выбора
всегда связана с такими экзистенциальными чувствами, как тревога, одиночество, покинутость, свобода. Полная ответственность пожилого человека за себя, среду, окружающих, влияет на характер социальных взаимодействий, который окрашивается сочувствием и беспокойством. Взаимосвязи с общественной средой в
преклонном возрасте ослабевают, растет потребность отделения от общества
для обретения самоидентификации, целостности Я, морального роста. Социальная работа с людьми пожилого возраста, по нашему мнению, должна обеспечивать условия жизнедеятельности пожилого человека и осуществлять связь с обществом, которая ослабевает, направляться на создание условий для совершенствования интеллектуальной, познавательной и духовной сферы личности. В последующем философском осмыслении нуждается модель возраста, которая будет апеллировать к внутреннему миру стареющего человека, постижения пожилого возраста изнутри, в ментальном измерении; требует разработки модель социальной работы со старыми людьми в связи с увеличение возраста доживания.