У дисертаційному дослідженні представлено вирішення проблеми розвитку креативного компонента духовності вчителів музики в системі післядипломної освіти: визначено психолого-педагогічний зміст духовності особистості, обґрунтовано її компоненти, виокремлено креативний компонент духовності вчителів музики та його складові – духовнорефлексивну, духовно-естетичну, духовно-творчу, встановлено критерії (ціннісні орієнтації, духовно-естетичні потреби, розкриття креативного
потенціалу), показники та рівні (високий, середній, низький) їх розвитку.
Експериментально досліджено особливості розвитку складових креативного компонента духовності вчителів музики. Обґрунтовано, розроблено, апробовано та впроваджено психологопедагогічну програму розвитку креативного компонента духовності вчителів музики в системі післядипломної освіти. Розроблено методичні рекомендації щодо використання комплексу психолого-педагогічних засобів розвитку креативного компонента духовності вчителів музики в системі післядипломної освіти.
Dissertation study represents the solution of the problem of creativeness components of spirituality of Music teachers in the system of in-service education: the psychological and pedagogical content of personality’s spirituality is defined, the spiritual components are proved, the creativeness component of Music teachers is separated and also its constituents –spiritual - reflexive, spiritual-esthetical, spiritual-creative – are distinguished; the criteria are determined (value orientation, spiritual-esthetical needs, development of creative potential), development indices and levels (high, middle, low) are placed.
The peculiarities of development of creativeness component and its constituents of Music teachers’ spirituality are investigated experimentally. The psychological-pedagogical program of development of creativeness component of Music teacher’s spirituality is proved, worked out, approved and introduced in the system of in-service education.
Methodical recommendations are worked out for the usage of psychological –
pedagogical methods of development of creativeness component of Music teachers’ spirituality in the system of in-service education.
В диссертации на основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы уточнено психолого-педагогическое содержание духовности личности как глубинно-психологическое образование – духовное "Я", осознание которого способствует духовному самосовершенствованию, жизнетворчеству по законам Красоты, Добра, Истины и развитию чувства духовного единства с другими как частицами Вселенной. Компонентами духовности определены: духовное самосознание, духовная направленность, духовные черты
характера, духовная креативность, духовное общение, духовный опыт, Отдельно выделен и определён креативный компонент духовности учителей музыки как личностное качество, которое связано с духовным самопознанием, самораскрытием, самосовершенствованием, трансформированием музыкально-педагогической деятельности в творческий процесс и, как следствие, развитием духовного, творческого потенциала учащихся. Определены составляющие креативного компонента духовности учителей музыки: духовно-рефлексивная, духовно-эстетическая, духовно-творческая. Критериями оценивания данного компонента на основе теоретического анализа определены ценностные ориентации, духовно-эстетические потребности, раскрытие креативного потенциала. Выделены
высокий, средний, низкий уровни развития креативного компонента
духовности учителей музыки. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал преобладание среднего уровня развития составляющих креативного
компонента духовности учителей музыки, что усложняет развитие высокодуховной, творческой личности учащихся.. В диссертационном исследовании обоснована психолого-педагогическая программа развития креативного компонента духовности учителей музыки в системе последипломного образования, которая состоит из наполнения тематикой духовной направленности содержательного компонента курсов повышения квалификации, методических мероприятий в межкурсовой
период (проведение семинаров-практикумов, конференций, учебных
тренингов, предоставление адресной методической помощи, консультаций по
развитию креативного компонента духовности), систематического самообразования педагогов (самостоятельное овладение знаниями по духовному усовершенствованию, систематическое выполнение творческих упражнений, восприятие высокодуховного музыкального искусства). Содержательный компонент курсов повышения квалификации включает в себя предметно-информационное обеспечение слушателей курсов повышения квалификации в процессе лекционных занятий, тренингов, упражнений, деловых игр, восприятия музыки и других видов искусства, проведения фрагментов нестандартных уроков с элементами импровизации, сочинения попевок на практических занятиях, обмен знаниями,
приобретёнными в процессе самостоятельной работы на семинарах в период
курсового обучения. Знания, полученные во время прохождения курсов
повышения квалификации, применяются в межкурсовой период в процессе
жизнедеятельности учителя. В решении возникающих проблем помогает
консультация опытного методиста (креативного образца) института
повышения квалификации. Развитие креативного компонента духовности
учителей музыки осуществляется в креативной обучающей среде –
коллективе слушателей во время курсов повышения квалификации, в
коллективах учителей, учащихся, семье и окружающем мире в межкурсовой
период. Эффективность разработанной психолого-педагогической
программы развития креативного компонента духовности учителей музыки
экспериментально подтверждена в ходе формирующего эксперимента.
Высокий уровень креативного компонента духовности учителей музыки
повысился, средний и низкий снизились, значительно раскрылся креативный
потенциал, что положительно отразилось на профессиональной
деятельности. Для наблюдения за динамикой развития креативного компонента
духовности учителей музыки подобраны специальные методики психодиагностики, которые введены в диагностико-аналитический модуль учебно-тематических планов программ курсов повышения квалификации учителей музыки. Обобщение результатов экспериментальной работы дало основание для разработки и предложения методических рекомендаций по развитию креативного компонента духовности учителей музыки в системе последипломного образования.