У дисертації досліджується проблема організації навчальної взаємодії у класі
фортепіано. Конкретизовано поняття «навчальна взаємодія», розкрито теоретичні аспекти її організації. Доведено залежність ефективності навчальної взаємодії від впровадження експериментальної методики, що передбачає розвиток мотивації до навчальновиконавської діяльності, поглиблення теоретичної обізнаності, рівня творчого ставлення до навчально-виконавської діяльності, ступеня виконавської підготовки. Проаналізовано педагогічні проблеми у класі фортепіано щодо організації
навчальної взаємодії, визначено критерії діагностики її ефективності, розроблено
педагогічну модель навчальної взаємодії, створено та експериментально перевірено
методику її впровадження.
The thesis deals with the problem of organization of student-teacher interaction in the
instrumental class. Concept «Student-teacher interaction in the process of teaching piano
playing» has been concreted and discover the theoretical aspects of its organization.
Effectiveness of student-teacher interaction to inculcation of experimental methods is being proved which provide the development of motivation to educational-performing activity, intensification students’ theoretical experience, the level of creative attitude to educationalperforming activity, degree of performing preparation. The pedagogical problems in piano class about the organization of student- teacher interaction have been analyzed, the criteria of diagnostic of student- teacher interaction have been defined, the pedagogical model of student-teacher interaction has been developed, the method of its introduction has been created and experimentally tested.
Диссертация посвящена проблеме усовершенствования инструментально-исполнительской подготовки будущих учителей музыки на основе оптимальной
организации учебного взаимодействия в классе фортепиано. Теоретическое осмысление проблемы позволило конкретизировать понятие «учебное взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения игры на
фортепиано» как способа организации учебно-исполнительской деятельности,
реализуемого в форме общения, сопровождаемого взаимопониманием,
взаимопроникновением в духовный мир друг друга, общим анализом процесса и
результата деятельности; как процесса, опосредованного природой музыки, который
выступает источником взаимовлияния педагога и воспитанника, средством раскрытия их духовного потенциала. Такой подход позволил выявить взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов учебного взаимодействия (мотивационного, когнитивного, креативного, операционного), стал важной методологической позицией для исследования этого феномена. Анализ состояния учебно-исполнительской практики доказывает необходимость его кардинального улучшения, конкретизации цели, пересмотра содержания, технологий, использования новых подходов к разрешению данной проблемы. В диссертации определены критерии диагностики эффективности учебного взаимодействия, даны результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Проведенная экспериментальная работа показала эффективность избранной методики, в основу которой была положена педагогическая модель учебного взаимодействия. Ее сущность определяется такими основными положениями: целью учебного взаимодействия является формирование исполнительской культуры будущего
учителя музыки, под которой подразумевается способность к адекватному пониманию и содержательной интерпретации музыкальных произведений, самостоятельному продуктивному и творческому их изучению, художественно убедительному и технически совершенному исполнению, ценностному отношению к произведениям музыкального искусства; задачами учебного взаимодействия определено: активизация мотивационной сферы, формирование системы знаний, исполнительских умений и навыков, достаточных для плодотворной учебно-исполнительской деятельности, развитие активности и самостоятельности в художественно-познавательной и исполнительсько-интерпретационной деятельности; содержание учебного взаимодействия в инструментальном классе охватывает воспитание ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, овладение музыкально-теоретическими знаниями, необходимыми для охватывания и осмысления, анализа и интерпретации музыкальных произведений, обучение выразительному и содержательному, художественно убедительному, технически совершенному исполнению музыкальных произведений, развитие творческих качеств. Педагогическая модель учебного взаимодействия включала методы обучения игре на фортепиано и методы организации учебного взаимодействия. Интегрирующим методом обучения игре на фортепиано стал
метод учебно-исполнительской активности, который направлял учебно-воспитательный процесс на активизацию интеллектуально-креативной, эмоционально-волевой, музыкально-технологической, операционно-моторной сфер личности студента. Интегрирующим методом организации учебного взаимодействия определен метод художественно-педагогического общения, который сконцентрировал воспитательные,
художественно-эстетические формы влияния; стал основой управления учебно-познавательной деятельностью студента, объединения всех средств педагогического влияния и обеспечения целостности учебного взаимодействия. Результативность предложенной методики проявилась в позитивной динамике побудительных мотивов учебно-исполнительской деятельности, теоретической подготовки, творческого отношения к учебно-исполнительской деятельности, исполнительской подготовки, то есть тех составляющих, которые определяют эффективность учебного взаимодействия.