У дисертації досліджено проблему розвитку співацького голосу учнів шкіл мистецтв у мутаційний період. Уточнено сутність, зміст, структуру розвитку визначеного явища. Сформульовано педагогічне трактування поняття «вокальний пубертат» та визначено його стадії (передпубертатну, пубертатну та післяпубертатну). Визначено принципи забезпечення процесу розвитку співацького голосу учнів шкіл мистецтв у мутаційний період та педагогічні умови його оптимізації. Розроблено критерії, показники та встановлено рівні розвитку співацького голосу в період мутації. Розроблено методичну модель, створено та перевірено методику розвитку співацького голосу учнів шкіл мистецтв у мутаційний період. Результативність застосованої методики виявилася в позитивній динаміці рівнів розвитку співацького голосу учнів шкіл мистецтв експериментальної групи.
The dissertation investigates the problem of signing voice’s development of Art
School pupils during a mutation period. The essence of the content and structure of
development of certain phenomena is specified. Pedagogical interpretation is proposed
for the concept of “vocal puberty” and periods of it stages are determined (pre puberty,
puberty and after puberty). The principles of providing of signing voice’s development
of Art School pupils during mutational period and pedagogical circumstances of its
optimization are determined. The criteria and factors are developed and the levels of development of signing voice during mutational period are established. Methodical model is developed, method of development of signing voice of Art School pupils during mutational period is created and checked. Effectiveness of used methodology appeared in positive dynamic of levels of development of signing voice of Art School pupils in experimental group.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме – разработке методики развития певческого голоса учащихся школ искусств в мутационный период. В научной работе уточнены сущность, содержание, структура развития певческого голоса в период мутации. Введено в научный обиход понятие «вокальный пубертат», отображающий становление и развитие голосового аппарата подростка в период мутационных перемен. Период вокального пубертата завершается зрелостью голосового аппарата и содержит в своей структуре три этапа: предпубертатный, пубертатный и послепубертатный. Рассмотрена защитная система функционирования певческого голоса подростков, в основе которой лежит академическая манера пения, состоящая из семи элементов: энергообразующего, формантообразующего, резонансного, виброрецепторного, диафрагмального, гедонистического и вибратобразующего. Определено, что в основе вокального обучения в период мутации лежит защитный аспект и его реализация рассматривается как главный фактор развития певческого голоса. Доказано, что развитие певческого голоса учащихся школ искусств в мутационный период определяется поступательно-прогресивными целенаправленными и закономерными изменениями тембра, силы, диапазона голоса, результатом которых есть новое качественное состояние функционирования голосового аппарата. В процессе обучения сольному пению, который имеет индивидуализированный оберегающий и укрепляющий характер, обозначенные изменения являются началом приобретения взрослых певческих качеств. Структура исследуемого феномена состоит из
мотивационно-ориентационного, познавательно-когнитивного и вокально-деятельного компонентов. Теоретически обоснованы педагогические условия оптимизации учебного процесса учащихся в период мутации: актуализация вокальной деятельности в период мутации, создание комфортной учебной и интеллектуально-познавательной среды, прогнозирование индивидуальной стратеги развития голоса в соответствии с особенностями прохождения мутации, активизация певческой рефлексии под систематическим педагогическим контролем. Определены критерии, показатели и уровни развития певческого голоса в период мутации.
Разработана поэтапная методика развития певческого голоса учащихся школ искусств в мутационный период, которая состоит из трех этапов: адаптационно-мотивационного, направленного на создание позитивной мотивационной установки на развитие певческого голоса подростка в новом режиме голосообразования путем обеспечения комфортного отношения к временным признакам мутации во время пения и накопления необходимых знаний; развивающе-защитного, предусматривающего формирование и развитие вокально-технических навыков учащихся путем овладения способами и приёмами академической манеры пения и сопровождающегося методами, содействующими защите, укреплению и сохранению полноценного певческого потенциала голоса каждого учащегося эксперимента, с учётом индивидуального состояния и течения мутационных явлений; закрепительно-оценочного, направленного на формирование успешного выступления на мероприятиях школы искусств (академических концертах, концертах класса и т.д.), диагностирование состояния развития певческого голоса экспертной группой путём наблюдения за здоровьем голоса и его качественно новыми преобразованиями, коррекцию педагогического воздействия, основывающуюся на внедрении методов, которые содействуют созданию ситуации успеха, регуляции волевых усилий, сохранению исполнительского тонуса юных вокалистов. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальной и контрольной групп позволила зафиксировать положительную динамику развития певческого голоса подростков, что дает основание признать разработанную и апробированную в научной работе методику развития певческого голоса учащихся школы искусств в период мутации эффективной.