Робота присвячена теоретико-експериментальному дослідженню проблеми формування педагогічних переконань майбутніх учителів музики і хореографії у процесі методичної підготовки. У ній визначено науковометодичні засаді, педагогічні умови та розроблено технологію формування педагогічних переконань майбутніх учителів музики та хореографії, спрямовану на досягнення єдності доведення і віри у процесі засвоєння методичних знань, усвідомлення їх значущості у пізнанні й оцінці педагогічних фактів і явищ, осягнення особистісного смислу й утвердження віри в істинність знань; виявлено важливі закономірності цього процесу, які дозволяють передбачати характер і ефективність навчальної діяльності студентів, наслідки педагогічних впливів, створювати умови для успішного формування педагогічних переконань; розроблено систему критеріїв та показників сформованості педагогічних
переконань майбутніх учителів музики і хореографії.
The thesis deals with a theoretical and experimental research concerning the problem of formation of pedagogical convictions of the future teachers of music and choreography during methodical preparation. Here are defined the science methodical basics, the pedagogical conditions, the technology of formation of pedagogical convictions of the future teachers of music and choreography directed on reaching the unity of the proof and faith during the process of mastering methodical knowledge, comprehension of their significance in cognition and evaluation of the pedagogical facts and phenomena, comprehension o f a larval sense and statement of faith in a true of knowledge. The important regularities of this process permitting to forsee the character and effectiveness of educational activity of the students, consequences of pedagogical influence, creation of conditions for successful formation of pedagogical convictions are investigated; the system of criteria and parameters of pedagogical formation of the future teachers of music and choreography is developed.
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы формирования педагогических убеждений будущих учителей музыки и хореографии в процессе методической подготовки. В ней рассмотрены сущность педагогических убеждений как качественной характеристики личности учителя, проблемы формирования педагогических убеждений будущих учителей искусства; обосновываются условия их формирования в процессе усвоения специальных методик; определены критерии и показатели сформированности педагогических убеждений; раскрыта методика и содержание опытно-экспериментальной работы, осуществлен анализ результатов формирующего эксперимента. Педагогические убеждения рассматриваются как совокупность знаний и представлений о явлениях педагогической действительности, которые осознаются учителем как истинные и обуславливают его деятельно-волевое поведение. Это сложное личностно-интегративное образование, характеризующееся положительным отношением к собственной профессиональной деятельности, установкой и готовностью к педагогическому труду, устойчивым способом поведения; определяющееся уровнем развития педагогических знаний и формирующееся на основе социального опыта и
осознания профессиональной значимости цели деятельности. У становлено, что эффективность формирования педагогических убеждений будущих учителей музики и хореографии в процессе методической подготовки значительно повышается благодаря применению образовательных технологий доказательства и
опровержения, аргументации и критики методических положений; достиж ению единства доказательства и веры в процессе усвоения методических знаний, приближению содержания методической подготовки к школьной практике. Осознаваемая при этом значимость знаний в познании и оценке педагогических фактов и явлений придает этим знаниям личностный смысл, веру в их истинность.
Технология формирования педагогических убеждений будущих учителей музыки и хореографии в процес методической подготовки рассматривается как детерминированный закономерностями художественного образования личности логически упорядоченный дидактический процесс усвоения методических знаний и осознания их истинности, котрому свойственнны эффективность и надежность в
достиж ении определенного результата. Экспериментально доказано, что главный путь формирования педагогических убеждений заключается в обогащении студентов знаниями и умениями, значимыми для их интеллектуально-эмоционального отношения к этим знаниям как к истинным; выработке стойких педагогических взглядов, уверенности в правильности своих мыслей и действий; воспитании
профессиональных потребностей, которые побуждают к деятельности в
соответствии со своими ценностными ориентациями; достижении органичного
единства знаний, убеждений и практических действий. Установлено, что наиболее существенными для формирования педагогических убеждений являются такие условия: концептуальность, диалектичность и основательность методической подготовки; использование в учебном процессе образовательных технологий доказательства и опровержения, аргументации и критики методических положений; достижение единства доказательства и веры в процессе усвоения методических знаний; приближение содержания методической подготовки к школьной практике.
Предложенная технология формирования педагогических убеждений
будущих учителей музыки и хореографии в процессе методической подготовки
показала высокую эффективность, о чем свидетельствует положительная динамика
полученных результатов. Успешная апробация в исследовании методов
доказательства и опровержения, аргументации и критики методических
положений является основанием для рекомендации их к широкому внедрению в
практику профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.