У дисертації досліджено проблему розвитку музичного мислення учнів
початкових спеціалізованих мистецьких навчальних закладів (музичні відділення).
Здійснено теоретичний аналіз наукової літератури з досліджуваної проблеми;
визначено специфіку мислення особистості в музично-творчій діяльності, поняття
«музичне мислення», його структуру; висвітлено педагогічні умови його розвитку.
Психологічні особливості учнів молодшого шкільного віку розглянуто з позиції
констатування факту домінування емоційної сфери дитини над раціональнологічною, при чому підкреслюється необхідність поступового досягнення пропорційності цих двох начал. Визначено критерії розвитку музичного мислення молодших школярів та встановлено рівні його розвиненості; експериментально перевірено впровадження у процес навчання учнів початкових музичних навчальних закладів поетапної методики розвитку музичного мислення.
In dissertation investigational problem of development of musical thought of students of
the initial specialized artistic educational establishments (musical separations). The
theoretical analysis of scientific literature is carried out on probed issue; certainly specific
of thought of personality in to musically creative to activity, concept «musical thought»,
his structure; pedagogical principles and terms of his development are reflected. The
psychological features of students of mid childhood are considered from position of
establishment of fact of prevailing of emotional sphere of child above rationally logical, at
what the necessity of gradual achievement of proportion is underlined these two
beginnings. Certainly criteria of musical thought and the levels of his developed are set; it
is experimentally tested system of stage-by-stage introduction in the process of studies of
students of initial musical educational establishments of method of development of
musical thought.
В диссертации исследована проблема развития музыкального мышления учащихся начальных специализированных учебных заведений культуры и искусств
(музыкальные отделения). Произведён теоретический анализ научной литературы
по проблеме исследования; определена специфика мышления личности в
музыкально-творческой деятельности, понятие «музыкальное мышление», его
структура; раскрыты педагогические условия его развития. Психологические
особенности учащихся младшего школьного возраста рассмотрены с позиции
констатации факта доминирования эмоциональной сферы ребёнка над рационально-логической; при этом подчёркивается необходимость постепенного достижения пропорциональности этих двух начал. Определены критерии музыкального мышления и уровни его развитости; экспериментально проверена система поэтапного внедрения в процесс обучения учащихся начальных музыкальных учебных заведений методики развития музыкального мышления.
Понятие «музыкальное мышление» мы рассматриваем как познавательный
процесс, направленный на смысловое освоение, эмоциональное и рациональное
воспроизведение музыкальных произведений, внедрение творческих идей в
исполнительскую практику. Понятие «музыкальное мышление младших школьников» рассматривается как процесс овладения целым спектром музыкально-выразительных средств, навыков исполнительской практики; умение воспринимать музыкальный материал и воспроизводить мысль композитора в собственном сознании благодаря представлениям, ассоциациям; осознание формы и содержания музыкальных произведений и, вместе с накоплением опыта, создание соответствующих музыкальных образов; воспроизведение композиторской идеи в исполнительской практике и передача музыкальной информации слушателю путём интерпретации музыкального произведения, создание собственных творческих наработок. К компонентам музыкального мышления относятся: когнитивный,
мотивационный, эмоциональный, операционный и творческий. Музыкальное мышление осуществляется по правилам обычного мышления, оно тесно связано с восприятием музыки. Когнитивный компонент характеризуется стремлением индивида к познавательной деятельности, сформированным интеллектуальным потенциалом, постоянным накопленим музыкально-теоретического и эстетического тезауруса. Мотивационный компонент определяет эффективность познавательной,
музыкально-творческой деятельности, а также имеет огромное влияние на качество
обучения. В его основе лежат мотивы, интересы, потребности, которые позволяют
активизировать любую деятельность индивида. Также мотивационный компонент
обусловливает стремление человека к достижению целей, что является
обязательным условием успешного обучения. Эмоциональный компонент музыкального мышления является показателем определённой среды ощущений человека и очень чётко отображает чувственную сущность музыканта. Этот структурный компонент охватывает в первую очередь основные средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, метроритмическую структуру, динамические оттенки, способы исполнения и т. д. Развитие эмоционального компонента невозможно без способности индивида представлять себе определённые образы, без абстрактного мышления и умения руководить им.
Развитие операционного компонента происходит благодаря пониманию формы и строения музыкального произведения, благодаря анализу музыкальной
информации, разделения пьесы на периоды, предложения, фразы, мотивы и т. п.
После осмысления каждой отдельной части произведения, их закрепления на
музыкальном инструменте, после синтеза всех составляющих в единое целое,
становится возможным качественное отображение содержания нотного текста в
исполнительском процессе. Творческий компонент музыкального мышления является высшей степенью развитости музыкально-мыслительных действий. Общеизвестно, что понимание музыки, её формы и содержания даёт возможность усилить соответствующее эстетическое переживание, ощутить всю внутреннюю красоту музыкального произведения, получить наслаждение от прослушанной или исполненной музыки. Однако здесь существует и обратная связь, которая обуславливает раскрытие всей глубины музыкального материала и его закономерностей благодаря пробуждению эмоционально-чувственной сферы во время исполнительского процесса. Разработана авторская методика поэтапного развития музыкального мышления младших школьников. Установлено, что ее функционирование основывается на оптимальной совокупности принципов обучения, педагогических условий, этапов, форм и методов развития музыкального мышления учащихся. Критерии, их показатели и уровни развитости музыкального мышления у младших школьников определены в соответствии со структурными компонентами исследуемого феномена. Результаты констатирующего эксперимента показали, что реальный уровень развитости музыкального мышления учащихся начальных музыкальных учебных заведений не соответствует современным требованиям, что обусловило необходимость введения разработанной методики в практику начального музыкального образования. Поэтапная методика развития музыкального мышления младших школьников была проверена экспериментально. Методика проходила через все этапы формирующего эксперимента, организуя развитие музыкального мышления учащихся начальных музыкальных учебных заведений. Этапы характеризовались разным набором методического инструментария (методы: решения мыслительных музыкальных задач, аналитическое познание музыкальных произведений, аналогии, сравнительный анализ, интерпретация, импровизация, сочинение собственной музыки и т. д.). Анализ результатов формирующего эксперимента подтвердил эффективность разработанной методики развития музыкального мышления у младших школьников в процессе обучения игре на гитаре, что позволяет использовать методический материал в учебно-воспитательном процессе музыкальных отделений начальных специализированных учебных заведений культуры и искусств, при разработке методических рекомендаций, спецкурсов по усовершенствованию специальной подготовки будущих музыкантов-исполнителей.