У дослідженні теоретично обґрунтовано та розроблено систему психологічної
допомоги для зниження проявів агресивної поведінки в розумово відсталих дітей.
Розкрито та обґрунтовано детермінанти, що ініціюють агресивну поведінку
розумово відсталих дітей. Створено комплекс діагностичних процедур для виявлення проявів агресивної поведінки та виділено критерії для постановки діагнозу
«агресивна поведінка» у розумово відсталих дітей. Доведено, що агресивна поведінка у них проявляється по-різному і визначається віковими й психологічними
особливостями, а також рівнем психічного розвитку, структурою дефекту і
особливостями нейродинаміки. Виділено рівні агресивної поведінки і встановлено,
що вони обумовлені як зовнішніми, так і внутрішніми чинниками. Виокремлено типи
агресивних реакцій, характерних для дітей з розумовою відсталістю, які повинні
враховуватися при проведенні психопрофілактичної роботи. Розроблено систему
психокорекційної роботи, яка є цілісним безперервним процес впливу на розумово
відсталу дитину з агресивною поведінкою на всіх вікових етапах, що містить
сукупність заходів, спрямованих на раннє виявлення агресивної поведінки,
визначення чинників, які її провокують, та вплив на них за допомогою комплексу
прийомів, методик і організаційних форм роботи, що є найефективнішими для
зниження проявів та рівнів агресивної поведінки.
The study is theoretically grounded and developed a system of psychological help to
reduce the symptoms of aggressive behavior in mentally retarded children. Exposed and grounded determinants that trigger aggressive behavior of mentally retarded children. The complex diagnostic procedures for detection of aggressive behavior and identified criteria for the diagnosis of " aggressive behavior " in mentally retarded children. It is shown that aggressive behavior in mentally retarded children is manifested in different ways and is determined by age and psychological characteristics , and level of mental development , structure and defect characteristics neurodynamics. Highlight the level of aggressive behavior and found that they are caused by both external and internal factors singled out types of aggressive responses specific to children with mental retardation (person-dezadaptatsiynyy, openly-hostile, active-directive, spontaneous communicative type) that should be considered during psihoprofilakticheskoy work. The system of psycho – work, which is a continuous process of holistic impact on mentally retarded children with aggressive behavior at all ages and stages, comprising a set of measures aimed at early detection of aggressive behavior, identifying the factors that trigger it, and the impact on them through a set of techniques, methods and organizational forms of work that are most effective for a particular problem – reducing symptoms and levels of aggressive behavior
В исследовании теоретически обоснована и разработана система психокоррекционной и профилактической работы для снижения проявлений
агрессивного поведения в умственно отсталых детей. Разработан и апробирован на
практике диагностический инструментарий, который может применяться для
диагностики агрессивного поведения детей и подростков с интеллектуальными
нарушениями. С целью научного осмысления природы человеческой агрессивности
уточнено содержание и значение таких понятий, как «агрессия», «агрессивность»,
«агрессивное поведение». В исследовании агрессивное поведение рассматривается
как форма социального поведения, которая характеризуется действиями,
направленными на причинение другим морального или физического ущерба и
детерминирована внешними социальными и внутренними личностными причинами.
Раскрыты и обоснованы детерминанты, которые инициируют агрессивное
поведение умственно отсталых детей. Преобладающим был подход, согласно
которому отдается предпочтение многофакторному пониманию причин агрессии и
учитываются различные ее детерминанты. Среди детерминант агрессивного
поведения рассматривались следующие: биолого-психологические, индивидуально-психологические (качества личности, которые формируются в процессе
социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связаны с его
агрессивностью: когнитивные, эмоциональные, волевые), а также социально-психологические (семья, межличностные отношения, воздействия педагогов).
Предложен целостный алгоритм агрессивного поведения, который может быть
использован как для диагностики, так и для коррекции агрессивного поведения. С
целью своевременного и квалифицированного выявления последнего были
выделены критерии для постановки диагноза «агрессивное поведение» в умственно
отсталых детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, при
условии проявления 3-4 из них в течение 6 месяцев и более. Выделены виды, формы, уровни и типы агрессвного поведения. Доказано, что уровень агрессивного поведения умственно отсталых детей существенно снижается, если ребенок общается или пытается с кем-то общаться на равных, имеет обратную связь и признание окружающих. Разработана система психокоррекционной работы, которая представляет собой целостный непрерывный процесс воздействия на умственно отсталого ребенка с агрессивным поведеним на всех возрастных етапах и содержит совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление агрессивного поведения, причин, которые его провоцируют, и воздействие на них с помощью комплекса приемов, методик и организационных форм работы, которые являються наиболее эффективными для достижения конкретного задания – снижения проявлений и уровней агрессивного поведения. Доказано, что для реализации комплексной системы психокоррекции агрессивного поведения детей с умственной отсталостью должны применяться методы, соответствующие психологическим и возрастным особенностям этой категории детей.