Теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено педагогічні умови і
методику навчання учнів декоративного розпису в процесі залучення дітей до
різних видів творчої діяльності з опанування ними декоративного розпису як
естетичного об’єкта. В її основу покладено залучення учнів середньої школи до
українського декоративного розпису через систему різних типів уроків з
образотворчого мистецтва та художньої праці. Вперше в педагогічному дослідженні зроблено наукове обґрунтування ефективності поєднання методів навчання традиційних технологій декоративного розпису із методом художнього проектування, який використовується у дизайні, запропоновано варіанти декоративного розпису з опорою на сучасні інформаційні технології.
Theoretically substantiated and experimentally tested pedagogical conditions and
methods of teaching the students to the decorative painting in the process of involving
the pupils in different kinds of creative activity in order to master decorative painting as
an aesthetically beautifulndary object.It is based on the principle of draning the pupils of
the secondary school in Ukrainian decorative painting through the system of different
types of lessonsin fine arts and articting labour. For the first time in the pedagogical investigation has bin made a scientific basis of the effectiveness of combining teaching methods of traditional technologies of decorative painting with the method of art projection, which is used in design and has been proposed the variants of decorative painting based on the modern informative technologies.
В диссертации исследуется актуальная проблема методики обучения декоративной росписи детей среднего школьного возраста. В результате аналитического исследования дано теоретическое обоснование о том, что декоративная роспись на уроках по изобразительному искусству и художественному труду создает реальную возможность для саморазвития, самоактуализации личности в соответствии с новой доктриной отечественного образования. Формирование гармонично развитой личности с высоким национальным и культурным потенциалом, развитым чувством прекрасного, готовой к творчеству в разных видах профессиональной деятельности, способной руководствоваться эстетичными принципами в жизни и быту является основой цели обучения учеников декоративной росписи на занятиях из изобразительного искусства и художественного труда в основной школе.
Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, можем
отметить, что проблема обучения учеников основной школы изобразительному
искусства рассматривалась многими научными работниками в разных аспектах,
однако результаты и выводы, которые поданы в этих работах, не полностью
отвечают требованиям настоящего, поэтому нуждаются в пересмотре и новом
подходе. В результате исследования разработана методика обучения школьников, которая базируєтся на включении детей в различные виды творческой деятельности и изучении ими декоративной росписи как эстетического объекта. Формы, методы и
приемы согласуются с импровизационным стилем работы народных мастеров,
особенностями изобразительной деятельности и эмоциональным характером
детского творчества. Первый этап методики обучения декоративной росписи (холодный батик) был направлен на создание условий непосредственного влияния на формирование положительного эмоционального настроя школьников в процессе их ознакомления с достижениями украинского народного искусства, развитие интереса к декоративной росписи, её истокам, верованиям и обычаям украинского народа, связанным с видами декоративной росписи, стимулирование желания заниматься художественной деятельностью, продолжая традиции народных мастеров Украины. Целью второго этапа было создание условий целенаправленной
декоративной росписи. Он носил репродуктивно-творческий характер и был
нацелен на формирование у школьников представлений о национальных
особенностях декоративной росписи и обучение их средствам художественной
выразительности при создании изделий. Третий этап был ориентирован на создание условий непосредственного проявления творческой активности и предполагал самостоятельную творческую работу. В основу этого этапа было положено участие детей в различных видах творческой деятельности с актуализацией приобретенных знаний, навыков и умений относительно декоративной росписи. Экспериментально доказано, что эффективность методики обучения декоративной росписи зависит от соблюдения следующих педагогических условий:
- подбор видов декоративной росписи, доступных для восприятия и
воспроизведения школьниками;
- использование в учебно-воспитательном процессе необходимого и
достаточного объема информации о декоративной росписи (исторический,
теоретический, практический аспекты);
- овладение учащимися традиционными приемами создания декоративной
росписи;
- организация процесса самостоятельного изготовления декоративной росписи;
- доступность и педагогическая целесообразность предложенных заданий;
- создание на уроках и во внеклассной работе положительно-эмоциональной
творческой атмосферы заинтересованности и увлеченности. Ввиду того, что новые информационные технологии с учетом системы психолого-дидактических, методических условий и закономерности раскрывают широкие возможности активизации и развития умственной деятельности. Обучение учеников декоративной росписи приобретает новое содержание, если традиционные методы разных техник художественной росписи будут дополняться современными компьютерными технологиями, а именно: компьютерная графика, использование метода художественно-педагогической драматургии посредством компьютера, демонстрация наглядных изображений посредством монитора. В результате формирующего эксперимента удалось достичь заметного повышения уровня творческой активности учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе общей тенденции к повышению творческой активности отмечено не было. Таким образом, было установлено, что предложенная методика способствовала повышению уровня сформированности творческой активности учащихся. Высокая её эффективность обоснована теоретически и подтверждена практически.