У дисертації визначено зміст та структуру виконавських навичок майбутніх учителів музики і розроблено методику їх формування у процесі інструментальної підготовки. Означений феномен розглядається як сукупність автоматизованих рухових дій, спрямованих на художню інтерпретацію музичних творів. Його структуру складають виконавські рухи, об’єднані за змістом у відповідні ланцюжки (дії) з чіткою
послідовністю окремих ланок. Критеріями сформованості інструментально-виконавських навичок є ступінь відповідності рухових дій художньообразним ознакам інтерпретаційної моделі музичних творів та ступінь автоматизованості виконавських рухів. Віднайдено три групи ефективних методів та прийомів формування
виконавських навичок майбутніх учителів музики у процесі інструментальної підготовки. Розроблено семифазну методику їх цілеспрямованого формування. Обґрунтовано педагогічні умови її ефективного впровадження у навчальний процес студентів мистецьких факультетів вищих закладів освіти. Сформованість виконавських навичок майбутніх учителів музики у процесі інструментальної підготовки передбачає наявність відповідних умінь, ознакою яких є досконалість
відтворення рухових актів.
The content and structure of performing skills of future music masters and method of its forming in the process of instrumental preparation are considered in dissertation. The designated phenomenon is interpreted as a complex of automated motional actions, which are directed at the art interpretation of pieces of music. Its structure includes performing movements, which are united into corresponding chains (actions) with accurate sequence of separate links. Criteria of levels of development of the instrumental-performing skills are degree of accordance of motional actions to artly-imaginative qualities of interpretational
model of pieces of music; degree of automation of performing movements. Three
groups of effective methods and modes of forming future music master’s performing skills in the process of instrumental preparation are found. The sevenphase method of their purposeful forming is devised. Pedagogical conditions of its effective introduction to the educational process of students of art faculties of higher educational establishments are proved. The highest level of development of future music master’s performing skills in the process of instrumental preparation require the presence of corresponding abilities, which can be characterized by perfection of reproduction of motional acts.
В диссертации предложены новые пути решения проблемы формирования инструментально-исполнительских навыков будущих учителей музыки. Определены содержание и структура исследуемого феномена, обоснованы его критерии, показатели и уровни сформированности. Исполнительские навыки будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки рассматриваются как совокупность
автоматизированных двигательных действий, направленных на художественную интерпретацию музыкальных произведений. В их структуру входят исполнительские движения, объединённые между собой по содержанию в соответствующие действия с чёткой последовательностью отдельных звеньев “кинетических мелодий”. Критериями сформированности инструментально-исполнительских навыков являются степень соответствия двигательных действий художественно-образным
признакам интерпретационной модели музыкальных произведений и степень автоматизированности исполнительских движений. В представленной работе изложены три группы инновационных методов и приёмов совершенствования процесса целенаправленного формирования инструментально-исполнительских навыков будущих учителей музыки. Они выявлены в результате анкетирования и поисковых экспериментов. Первая группа охватывает методы и приёмы, направленные на поиск конфигураций двигательных актов на сенсорно-перцептивном уровне с формированием их представляемых образцов; вторая – методы и приёмы, сориентированные на выработку исполнительских навыков
непосредственно в процессе инвариативно-темповой автоматизации двигательных актов; третья – методы и приёмы, направленные на усовершенствование сформированных навыков и достижение безошибочного выполнения автоматизированных действий в привычных для студентов условиях. Разработана и экспериментально проверена методика семифазного формирования исполнительских навыков будущих учителей музыки в процессе инструментальной подготовки. Первая фаза предусматривает поиск целесообразных двигательных актов на сенсорно-перцептивном уровне и формирование их представляемых образцов. Вторая фаза направлена на объединение отдельных движений с достижением экономии мышечной энергии благодаря исключению нежелательных траекторий их выполнения. Третьей фазе свойственно фрагментарное, целостное,
распределённое и концентрированное запоминание исполнительских действий с точным соблюдением определённых траекторий на основе реализации их представляемых образцов. Четвёртая фаза характеризируется
осознанной отработкой альтернативных вариантов исполнительских действий с осуществлением корреляции двигательных актов на основе дифференцированных внутренних ощущений и результатов сличения их реальных признаков с представляемыми образцами. Пятая фаза предусматривает инвариативно-темповую автоматизацию выученных действий с постепенным освобождением сознания от контроля над процессом реализации двигательных актов путём направления внимания на эмоционально-образное содержание музыкальных произведений. Шестой фазе свойственно усовершенствование выработанных навыков благодаря их деавтоматизации и неоднократному повторению определённой последовательности звеньев сформированных цепочек исполнительских
движений. Седьмая фаза предполагает достижение безошибочного
выполнения автоматизированных исполнительских действий.
В ходе исследования определено, что сформированность инструментально-исполнительских навыков будущих учителей музыки предусматривает наличие соответствующих умений, признаком которых является совершенство выполнения двигательных актов.