У дисертації досліджується проблема формування інтересу до педагогічної
діяльності бакалаврів мистецтва в процесі музично-інструментальної підготовки. Проаналізовано стан даної проблеми у науковій літературі, у теорії та практиці вищої музично-педагогічної освіти, визначено сутність інтересу до педагогічної діяльності та його компонентну структуру; дано визначення поняття “інтерес до педагогічної діяльності бакалавра мистецтва”; конкретизовано зміст професійно спрямованої музично-інструментальної підготовки бакалаврів мистецтва у вищих педагогічних навчальних закладах як засобу формування у них інтересу до педагогічної діяльності. Визначено принципи формування інтересу до педагогічної діяльності
майбутніх учителів музики, а також педагогічні умови ефективного здійснення
цього процесу. Розроблено критерії та показники сформованості інтересу до
педагогічної діяльності бакалаврів мистецтва, а також методику формування
означеної якості у майбутніх учителів музики. Результативність запропонованої
методики виявилась у позитивній динаміці рівнів сформованості інтересу до
педагогічної діяльності студентів експериментальних груп у порівнянні з
контрольними.
The thesis examines the problem of the Bachelors of Arts interest to pedagogical
activity in the process of the musical instrumental training. The condition of this
problem has been analysed in the scientific literature, the theory and practice of
higher musical pedagogical education, the essence of interest to pedagogical activity
and its component structure have been determined, the concept of “Bachelor of Arts
interest to pedagogical activity” has been identified, the content of Bachelors of Arts
professionally directed musical and instrumental preparation at higher educational
institutions as a means of forming their interest to pedagogical activity has been
specified. The principles of formation of future teachers interest to pedagogical activity, as
well as pedagogical conditions of effective implementation of the process have been
determined. The criteria and indicators of the Bachelors of Arts interest to pedagogical activity and the method of forming of the quality of future music teachers have been elaborated. The effectiveness of the proposed method has become apparent in positive dynamics of the levels of interest to pedagogical activity of the experimental groups in comparison with the control groups.
В диссертации исследуется проблема формирования интереса к педагогической деятельности бакалавров искусства в процессе музыкально-инструментальной подготовки. Проанализировано состояние данной проблемы в научной литературе, в теории и практике высшего музыкально-педагогического образования, определена сущность интереса к педагогической деятельности и его компонентная структура; дано определение понятия “интерес к педагогической деятельности бакалавра искусства”; конкретизировано содержание профессионально направленной музыкально-инструментальной подготовки бакалавров искусства в высших педагогических учебных заведениях как средства формирования у них интереса к
педагогической деятельности. Структуру интереса к педагогической деятельности бакалавров искусства – будущих учителей музыки составляют следующие компоненты: мотивационно-волевой, включающий в себя отношение к профессии учителя музыки, желание профессионального роста и способность к преодолению трудностей в процессе приобретения профессиональных знаний и умений, информационно-познавательный, к состав которого вошли знания по педагогике и возрастной психологии, музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, а также знания по методике музыкального воспитания; эмоционально-оценочный, характеризующийся наличием любви к ученикам, способностью к
эмоциональному отклику на музыку, умением оценить ход и результат
музыкально-педагогической деятельности и способностью к вербальной и
исполнительской интерпретации; деятельностно-коммуникативный, который
включает в себя музыкально-исполнительские умения, творческую активность
в музыкально-педагогической деятельности и коммуникативные умения. Определены принципы формирования интереса к педагогической деятельности у будущих учителей музыки: единства общепедагогической и специально-музыкальной составляющих музыкально-инструментальной подготовки, творческой активности в обучении, формирования субъектной педагогической позиции в процессе обучения, а также индивидуально-дифференцированного подхода к студентам бакалаврата. Процесс формирования интереса к педагогической деятельности у бакалавров искусства – будущих учителей музыки в процессе музыкально-инструментальной подготовки в высшем педагогическом учебном заведении помимо применения вышеперечисленных принципов обучения требовал также создания определенных педагогических условий его эффективного осуществления. Были разработаны такие педагогические условия: обеспечения приоритета практической деятельности, стимулирования активности межсубъектного взаимодействия и создания эмоциональной насыщенности учебного процесса. Разработаны такие критерии и показатели сформированности интереса к педагогической деятельности у бакалавров искусства: мотивационно-волевой (характер отношения к профессии учителя музыки, степень направленности на достижение как можно более высоких результатов обучения и труда, наличие
способности к преодолению трудностей и препятствий в процессе приобретения профессиональных знаний и умений); информационно-познавательный (мера компетентности в области педагогики и возрастной психологии, объем музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, глубина знаний по методике музыкального воспитания); эмоционально-оценочный (характер отношения к ученикам, яркость эмоционального отклика на музыку, наличие умения оценить ход и результат музыкально-педагогической деятельности, владение навыками предметной вербальной и исполнительской интерпретации); деятельностно-коммуникативный (степень сформированности музыкально-исполнительских умений, степень творческой активности в музыкально-педагогической деятельности, развитие коммуникативных умений), а также методика формирования указанного
качества у будущих учителей музыки. Результативность предложенной методики проявилась в положительной динамике уровней сформированности интереса к педагогической деятельности студентов экспериментальных групп
по сравнению с контрольными.