У дисертації схарактеризовано внесок Л. А. Булаховського у становлення і розвиток методики викладання російської мови в Україні. Розглянуто життєвий шлях та науково-педагогічну діяльність ученого; визначено й проаналізовано теоретичні та практичні аспекти формуваннялінгводидактичних поглядів Л. А. Булаховського, а саме: Харківськалінгвістична школа, лінгводидактична спадщина видатних мовознавців Ф. І. Буслаєва, І. І. Срезневського, О. О. Потебні, методичні праці сучасників, а також власні наукові пошуки та активна педагогічна діяльність.
Ґрунтовно проаналізовано методичну спадщину вченого та висвітленойого струнку лінгводидактичну концепцію навчання російської мови в школах України, основою якої є положення про зміст шкільного курсу російської мови, специфіку вивчення граматики та формування орфографічної грамотності учнів, розвиток зв’язного мовлення школярів, паралельне викладання української та російської мов у школі, а також принципи укладання підручника з мови.
The current thesis analyzes L. A. Bulahovsky’s contribution to thefoundation and development of the methodology of teaching the Russian language in Ukraine. The thesis studies the life and scientific and pedagogic activity of the scientist, defines and analyzes the theoretical and practical aspects of his linguistic and didactic views (the Kharkiv linguistic school, linguistic and didactic heritage of the prominent linguists F. I. Buslaev, I. I. Sreznevsky, O. O. Potebnya, methodological works of colleagues, as well as his own scientific research and rich teaching experience). The thesis thoroughly analyzes the methodological heritage of the scientist and describes his linguistic and didactic concepts of teaching the Russian language in Ukrainian schools. These concepts address the problems of determining thecontents of a school course in the Russian language, teaching
grammar and spelling rules to students, developing their speech skills as well as the issues of teaching both Russian and Ukrainian in school and theoretical foundations of
constructing a language textbook considered by L. A. Bulahovsky.
Актуальность феномена педагогической персоналии Л. А. Булаховского, отсутствие системного анализа его научно-педагогической деятельности и лингводидактических идей обусловили выбор темы диссертационного исследования. В первом разделе – "Научно-педагогическая деятельность Л. А. Булаховского как отражение лингводидактических взглядов ученого" –определены и проанализированы теоретические и практические аспектынаучно-педагогической деятельности ученого.
Изучение работ Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, А. А. Потебни позволило Л. А. Булаховскому выделить в их лингводидактическом наследии доминанты, которые оставались актуальными и привлекали внимание ученых нового поколения (научно-теоретические основы методики преподавания родного языка как самостоятельной науки, вредность отрыва обучения от национальной языковой почвы, применение сравнительно-исторического метода и метода наблюдения за языковыми явлениями при изучении языка и др.). Результаты анализа научно-педагогической деятельности и лингводидактического наследия Л. А. Булаховского свидетельствуют о значительном вкладе ученого в решение проблемы содержания обучения русскому языку в школе, в разработку стратегии профессиональной подготовки студента-филолога (обновление, обогащение и совершенствование содержания, методов и форм преподавания языковедческих дисциплин; написание учебников и пособий для высшей школы), оказание методической помощи учителям и студентам-филологам. Ученым определены основные принципы обучения русскому языку в
школе (принципы научности, системности, преемственности, сознательности
, доступности, активизации учебно-познавательной деятельности, связи теории с практикой речевой деятельности, взаимосвязи близкородственных языков), которые были практически реализованы им в дальнейших лингводидактических трудах.
Во втором разделе – "Методические работы Л. А. Булаховского по теории и практике обучения русскому языку в школе" – на основе детального анализа методического наследия учёного воссоздана лингводидактическая концепция изучения языка, рассмотрены методические идеи Л. А. Булаховского как источник обогащения современной теории и практики обучения русскому языку в Украине: место грамматики в системе преподавания языка; предмет и объем грамматики как учебной дисциплины; роль теории в овладении языком; место наблюдений, анализа в преподавании языка; взаимосвязь грамматики, правописания и развития речи; обучение школьников нормам устной и письменной речи, способам обогащения их
словарного запаса, приемам формирования речевого стиля. Л. А. Булаховским даны рекомендации относительно способов и методов работы с учащимися над грамматическим материалом, предложен алгоритм организации такой работы.
Ученый определил перечень основных видов творческих работ учащихся (рассказ, художественная характеристика, художественное описание и художественный перевод), разработал алгоритм подготовки к их написанию и советы по управлению совершенствованием ученических работ. Л. А. Булаховский впервые в отечественной лингводидактике предложил решение проблемы сравнительного изучения близкородственных русского и украинского языков. Факторами, которые должны обеспечивать успех взаимосвязанного обучения языкам, являются, по Л. А. Булаховскому, основательная лингвистическая и методическая подготовка учителей,
соответствующее структурирование учебного материала по украинскому и
русскому языкам в школьных программах. Методические идеи параллельного изучения близкородственных языков ученый практически реализовал в созданных им учебниках. Л. А. Булаховский внес весомый вклад в развитие теории учебной книги и практику создания школьного учебника по языку. Он не только первым
предложил теоретическое пособие по созданию школьных учебников, но и представил новый взгляд на назначение учебной книги по русскому языку;
подходы к определению объема и структурирования учебного материала,
методические принципы его подачи. В диссертации обосновано, что Л. А. Булаховский внёс значительный вклад в развитие теории и практики методики преподавания русского языка в школах Украины, обозначены приоритетные направления использования лингводидактических идей и опыта ученого.