У дисертації проаналізовано проблему формування професійної готовності майбутніх соціальних працівників до надання клієнтам соціально-економічних послуг; представлено теоретичний аналіз сучасних підходів до формування такої готовності; концептуально розкрито сутність і зміст понять «соціально-економічні послуги», «професійна готовність до надання клієнтам соціально-економічних послуг»; розроблено структуру процесу формування професійної готовності майбутніх соціальних працівників до надання клієнтам соціально-економічних послуг;
змістовно обґрунтовано соціально-педагогічні умов і впроваджено їх у практику підготовки соціальних працівників; розроблено критерії, показники і рівні професійної готовності студентів до надання клієнтам соціально-економічних послуг та перевірено їх ефективність у соціальнопедагогічній практиці.
The author analyzes the problem of the formation of professional readiness of future social workers to provide clients with social and economic services, presented a theoretical analysis of current approaches to such readiness; conceptual essence and meaning of «social and economic services», «professional commitment to providing customers with the socio-economic services»; developed formation process structure of professional readiness of future social workers to provide clients with socio-economic services; reasonably justified social and educational conditions and implemented their
practical training of social workers; developed the criteria, indicators and level of professional preparedness of students to provide clients with socio-economic services and their efficiency was tested in the social and pedagogical practice.
Диссертация посвящена проблеме формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально -экономических услуг. В диссертации проанализирована проблема процесса формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально-экономических услуг, представлен теоретический анализ современных подходов к формированию профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы, определены реальные
проблемы предоставления социально-экономических услуг лицам, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах; концептуально раскрыта сущность и содержание понятий «социально-экономические услуги», «профессиональная готовность к предоставлению клиентам социально-экономических услуг»; проведено комплексное педагогическое исследование, на
основе которого разработана структура и детальное содержательное обоснование каждой из социально-педагогических условий и механизм их внедрения в практику подготовки социальных работников; усовершенствовано содержание формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально-экономических услуг; разработаны критерии, показатели и уровни формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально-экономических услуг;
проверена их эффективность в социально-педагогической практике. В исследовании впервые обоснованы и внедрены социально-педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к
предоставлению клиентам социально-экономических услуг: 1) обеспечение междисциплинарной интеграции в содержании теоретической подготовки будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально-экономических услуг; 2) целенаправленность учебно-воспитательного процесса на формирование экономического мышления будущих социальных работников; 3) использование интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников. С целью реализации названных педагогических условий были разработаны и внедрены в учебный процесс дисциплины: «Экономические основы социальной работы», «Маркетинг социальных услуг», «Службы социального обеспечения». Было подготовлено учебное пособие «Экономические основы социальной работы», учебно-методическое пособие «Экономические
основы социальной работы (практикум)», учебно-методическое пособие «Интерактивные упражнения по дисциплинам «Социальное страхование», «Социальное обеспечение населения», «Маркетинг социальных услуг» для студентов специальности «Социальная работа»», которые позволяют обеспечивать формирование у студентов умений и навыков предоставлять клиентам социально-экономические услуги, детально анализировать материальное состояние клиента и
определять пути преодоления его экономических проблем. Результаты проведенного комплексного исследования формирования профессиональной готовности студентов к предоставлению клиентам социально-экономических услуг легли в основу разработанной структуры формирования профессиональной готовности будущих социальных работников к оказанию клиентам социально-экономических услуг. Эта структура является эталоном для оценки эффективности внедрения разработанных социально-педагогических условий в процесс профессиональной подготовки социальных работников. Разработанная структура включает взаимосвязанные структурно-функциональные составляющие. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о существенной динамике роста
всех показателей выделенных критериев профессиональной готовности будущих социальных работников. Это является подтверждением того, что подготовка будущих социальных работников к предоставлению клиентам социально-экономических услуг осуществляется эффективнее, если в основе их профессионального обучения лежат разработанные социально-педагогические условия.