Дисертаційна робота є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми підготовки майбутніх соціальних педагогів у вищій школі України до супроводу професійного самовизначення старшокласників. Проаналізовано концептуальні положення та наукові підходи до даної проблеми, розглянуто зміст та особливості соціальнопедагогічного супроводу професійного самовизначення старшокласників. Розкрито сутність професійної підготовки соціальних педагогів і визначено критерії, показники та рівні їхпрофесійної готовності до означеного виду діяльності.
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено соціально-педагогічні умови, форми та зміст процесу підготовки майбутніх соціальних педагогів до супроводу професійного самовизначення старшокласників. Ефективність
соціально-педагогічних умов та змістово-організаційного забезпечення підготовки майбутніх соціальних педагогів до супроводу професійного самовизначення доведено й перевірено експериментально.
The thesis presents the theoretical and experimental research of the problem considering the preparation of future social pedagogues to accompaniment in senior pupils professional self-determination as it is in the system of higher education in Ukraine. In the paper, the conceptual principles of the problem and various scientific approaches to the question have been studied and analyzed; the content end the peculiarities of the social pedagogical accompaniment in senior pupils professional self-determination have
been reviewed. Furthermore, the dissertation reveals the essence of the professional training for social pedagogues and the authordetermines the criteria and levels of their professional qualification. The paper also contains the theoretical grounds and results of
experimental checks of pedagogical conditions, forms, and content ofthe very process of
training future social pedagogues to accompaniment in senior pupils professional self-determination. The effectiveness of the pedagogical and organizational conditions
suggested in the dissertation as necessary for efficient training of the future social pedagogues to accompaniment in the professional selfdetermination of senior pupils has been experimentally proved.
Диссертационная работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. В результате изучения
психологической, педагогической и социологической литературы проанализированы
базовые понятия: «профессиональное самоопределение», «социально-педагогическое сопровождение», «подготовка», «подготовка будущих социальных педагогов к социально-педагогическому сопровождению профессионального
самоопределения старшеклассников» и «готовность будущих социальных педагогов к социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников». Проанализированы концептуальные положения (личностная ориентированность, культурологичность, ценностность, компетентносность, синергетичность) и научные подходы (системный, личностной, деятельностный,
социально-педагогический, технологичный) к профессиональной подготовке будущих социальных педагогов, содержание и специфику сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Раскрыта сущность профессиональной подготовки студентов, разработаны критерии (мотивационно-целевой, эмоционально-волевой, личностно-психофизиологический, когнитивно-аналитический, процессуально-технологический), показатели и уровни их профессиональной готовности (низкий, средний, высокий) к этому направлению деятельности. Определены социально-педагогические условия эффективной
подготовки студентов к сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников: проектирование процесса подготовки студентов к определенному направлению профессиональной деятельности; следование принципу системности и поэтапности в процессе подготовки; обеспечение личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие диалогического взаимодействия субъектов; организация практико-ориентированного учебного процесса, который способствует
формированию субъектной позиции в образовании; расширение субъектов взаємодействия в подготовке; внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно-образовательных технологий. Научно обосновано проектирование процесса подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. Выделены его структурные элементы: цель, содержание, формы организации процесса обучения,
контроль, оценка, самооценка результатов подготовки и готовность к деятельности.
Сравнительный анализ показателей готовности студентов к социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в экспериментальных и контрольных группах в процессе
исследования подтвердил, что использование предложенных условий, форм и содержания процесса обучения способствует значительному повышению уровня их сформированности.