У дисертації аналізується механізм формування організаційної свідомості
особистості засобами правової освіти у розрізі її загальноосвітньої і фахової
підготовки. Авторська концепція побудована на діалектичній взаємодії семантичного поля правової освіти і смислової сфери особистості. Подана система взаємозв’язків, взаємодій і взаємозалежностей правової освіти і організаційної свідомості особистості, визначені типові суперечності і методи їх зняття у ході навчально-виховної практики на усіх організаційних рівнях національної системи освіти. Доведено, що правова держава є продуктом домінування правової свідомості над організаційною активністю суб’єктів організаційної взаємодії. Визначено культурологічний лаг в оновленні змісту правової освіти у порівнянні з організаційною активністю людини. Подано суперечності в організації правової освіти в усіх ланках національної системи освіти і запропоновані шляхи зниження їх гостроти на шляху до гармонізації правовідносин вітчизняного права і освіти з міжнародним правом і освітою.
In the dissertation it is analysed the mechanism of formation of organizational
consciousness of personality means of legal education in the section its general
education and professional training. The author conception was constructed on the
dialectical interaction of semantic field of legal education and the sense of sphere of
personality. It is presented the system of interconnections, interactions and
interdependences of legal education and organizational culture of personality, it was
defined typical contradictions and methods them taking down in the course of
educational practice on all organizational levels of national system of education. It is
proved that the legal state is a product of dominance of legal consciousness over the
organizational activity of subject of organizational interaction. It is determined the
culturological lag in the renewed contents of legal education in comparison with the
organizational activity of person. It is presented contradictions in the organization of
legal education in all parts of the national system of education and propounded
courses of reduction them on the way to the harmonization of legal relationship of
national law and education with the international law and education.
В диссертации анализируется механизм формирования организационного
сознания личности средствами правового образования в разрезе её общеобразовательной и профессиональной подготовки. Авторская концепция
построена на диалектическом взаимодействии семантического поля правового
образования и смысловой сферы личности. Подана диалектика правового образования и организационного сознания человека и общества. Их единство заключается, во-первых, в том, что оба явления владеют способностью отображать отношения, которые складываются между людьми сквозь призму упорядоченности и права; во-вторых, они формируются и развиваются в процессе деятельности и влияют на эту деятельность, определяют и регулируют ее; в-третьих, они связаны между собой языком, с помощью которого от поколения к поколению передается
правовой и организационный опыт людей; в-четвертых, их объединяют
надлежащие им функции (самоорганизации, управления); в-пятых, общественное и индивидуальное правовое и организационное сознание заключают в себе рациональную (знание, понятие, суждение) и эмоциональную (чувство, склонности, мотивы) сферы и т. п. В работе формализованы отличия между правовым и организационным сознанием, которые заключаются в функциях и средствах влияния их друг на друга: правовое сознание жестко нормирует организационную активность
человека, а организационное сознание путем опережающего развития и
постепенного накопления противоречий толкает правовое к следующему
обобщению и нормированию организационной деятельности человека.
Предложен механизм влияния правового образования на формирование
организационного сознания, который являет собой целеустремленную систему
взаимодействий ценностно-смысловых полей системы правового образования
со смысловой сферой личности, в структуре сознания которой возникают
окультуренные действующим в государстве правом организационные
ощущения, вкусы, оценки, переживания, идеи, рассуждения, суждения, установки, представления, чувства и др.; обоснована цикличность его функционирования и развития. В диссертации представлен генезис противоречия между новым
(инновационным) и нормированным (консервативным) началами в мышлении
личности: ненормированное организационное сознание обеспечивает
проявление свободы и творческой самореализации личности в процессе
социального развития, проявление ее позитивной и негативной девиантности, а
нормированное правовым образованием ее организационное сознание
обеспечивает порядок – сознательную поддержку норм и правил совместной
жизни и деятельности, сохранения целостности социальных форм жизни.
Доказано, что правовое государство выступает продуктом доминирования
правового сознания над организационной активностью субъектов организационного взаимодействия. Определен культурологический слой в обновлении содержания правового образования в сравнении с организационной активностью человека. Обоснован особенный статус влияния правового образования в системе общеобразовательных технологий и необходимость его переосмысления в философии образования через философско-мировоззренческие и философско-антропологические экспликации. Доказана эвристичность правового образования, которое заключается в расширении проблемного поля социально-философских исследований, а также исследований в отрасли философии образования путем переосмысления онтологической и гносеологической природы моделей антропогенеза (закономерного развития психики в масштабах Земли и космоса), моделей взаимодействия эволюционирующей психики в условиях доминирующего
влияния социума, моделей влияния на антропогенез современных общеобразовательных технологий и др. Рассмотрены противоречия в организации правового образования на всех уровнях национальной системы образования и предложены пути снижения их остроты с целью гармонизации правоотношений отечественного права и образования с международным правом и образованием.