У дисертації наведене історико-педагогічне узагальнення проблеми формування системи фізичного виховання дітей із сенсорними порушеннями в Україні, розроблено авторську періодизацію розвитку теорії і практики фізичного виховання дітей із порушеннями зору і слуху, виділені особливості, тенденції та суперечності використання фізичного виховання як засобу корекційно-реабілітаційного виховання дітей із сенсорними порушеннями. У роботі процес становлення системи фізичного виховання дітей із сенсорними порушеннями розглядається у декількох аспектах: усвідомлення ролі фізичного виховання у корекційно-реабілітаційному процесі, аналіз змісту фізичного виховання в закладах освіти, аналіз наукових досліджень в галузі фізичного розвитку і фізичного виховання осіб із сенсорними вадами, становлення наукових шкіл та системи підготовки фахівців з фізичного виховання для роботи з інвалідами. Досліджені матеріали розширили й конкретизували наукові
уявлення про мету, зміст, форми і методи фізичного виховання осіб із сенсорними вадами в різні історичні періоди на теренах України.
In the thesis the theoretical generalization of the problem of formation of physical education for children with sensory disorders in Ukraine, developed periods of development theory and practice of physical education for children with impaired
vision and hearing, list trends of physical education as a means of correction and
rehabilitation education of children with sensory disorders. The work process of the
system of physical education for children with sensory impairments seen in several
aspects: understanding the role of physical education in correctional and rehabilitation
process, analyze the content of physical education in educational institutions,
historical analysis of scientific research in the field of physical education and physical
education of persons with sensory disabilities, development of training in physical
education to work with people with disabilities. Researched materials and concretised
expanded scientific understanding of the purpose, content, forms and methods of
physical training of persons with sensory disabilities in different historical periods in
Ukraine.
В диссертации приведено историко-педагогическое обобщение проблемы
формирования системы физического воспитания детей с сенсорными
нарушениями в Украине, разработана авторская периодизация развития теории
и практики физического воспитания детей с нарушениями зрения и слуха,
выделены особенности, тенденции использования физического воспитания как
средства коррекционно-реабилитационного воспитания детей с сенсорными
нарушениями. Процесс становления системы физического воспитания детей с
сенсорными нарушениями рассматривается в нескольких аспектах: осознание
роли физического воспитания в коррекционно-реабилитационном процессе,
анализ содержания физического воспитания в учебных заведениях, исторический анализ научных исследований в области физического развития и физического воспитания лиц с сенсорными нарушениями, становление системы подготовки специалистов по физическому воспитанию для работы с инвалидами. Материалы исследования позволяют расширить и конкретизировать научные представления о цели, содержании, формах и методах физического воспитания лиц с сенсорными нарушениями в ХХ веке на территории Украины. Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX до начала XXI века. Цель исследования заключается в осуществлении системного историко-педагогического анализа становления и развития физического воспитания детей с сенсорными нарушениями в Украине как целостной системы, раскрытии содержания, методов и средств его реализации в специальных учреждениях образования в исследуемый период. Изложены результаты анализа и обобщения педагогических, психологических и медицинских исследований по данной проблеме, раскрыта
роль физического воспитания в развитии двигательных качеств и укреплении
здоровья детей, особенности физического и психического развития детей с
сенсорными нарушениями и определена роль физического воспитания в системе
социальной адаптации детей с сенсорными нарушениями. Раскрыты исторические, экономические, социально-политические предпосылки становления и развития физического воспитания детей с сенсорными нарушениями на территории Украины, сформулированы принципы периодизации развития теории и практики коррекционного физического воспитания детей с сенсорными нарушениями в украинской дефектологии XX века выделены этапы ее развития. Периодизация развития теории и практики коррекционного физического воспитания детей с сенсорными нарушениями в украинской дефектологии (XX ст.) включает следующие периоды:
1 период – эмпирическое осознание важности физического воспитания
детей при нарушениях сенсорного развития (конец XIX – начало ХХ ст.).
2 период – развитие практического физического воспитания детей с
сенсорными нарушениями в государственной системе специального
образования (1917-1941 гг.).
3 период – период научного обоснования проблемы коррекционной
направленности физического воспитания детей с сенсорными нарушениями
(1945-1990).
4 период– развитие практики социальной реабилитации лиц с сенсорными
нарушениями средствами физического воспитания на основе углубления
научных исследований и кадрового обеспечения деятельности специальных
учреждений (1991-2010 гг.). Предоставлено развернутую характеристику каждого из периодов развития теории и практики коррекционного физического воспитания детей с сенсорными нарушениями в украинской дефектологии (XX ст.)