Дисертація присвячена дослідженню методики роботи над виконавською інтерпретацією у процесі вокальної підготовки студентів музично-педагогічних факультетів як актуальної проблеми сучасної мистецької освіти. Розкрито сутність, зміст, структуру виконавської інтерпретації у процесі вокальної підготовки майбутнього вчителя музики. Визначено принципи, педагогічні умови, форми та методи роботи над виконавською інтерпретацією вокальних творів. Розроблено та апробовано методику роботи над виконавською інтерпретацією у процесі вокальної підготовки педагогів-музикантів Китаю та України та експериментально доведено її
ефективність.
The dissertation is devoted research of method of prosecution of performance interpretation in the process of vocal preparation of students of muzichno-pedagogichnikh faculties as issue of the day of modern artistic education. Essence, maintenance, structure of performance interpretation, is exposed in the process of vocal preparation of future music master. Certainly principles, pedagogical terms, forms and methods of work, above performance interpretation of part-songs. The method of prosecution is developed and approved of performance interpretation in the process of vocal preparation of teachers-musicians of China and Ukraine and its efficiency is experimentally well-proven.
Диссертация посвящена исследованию методики исполнительской интерпретации в процессе вокальной подготовки будущих педагогов-музыкантов как актуальной проблемы художественного образования. Раскрыта сущность, содержание и структура исполнительской интерпретации в процессе вокальной подготовки будущего учителя музыки. В контексте профессиональной деятельности учителя музыки исполнительская интерпретация рассматривается как многогранный
целостный процесс изучения и воспроизведения в реальном звучании
художественного содержания музыкального произведения, что предполагает
глубокое осмысление авторского замысла художественного образа, личностное отношение к нему, воплощение содержательной сущности в
музыкальном исполнении. На основе анализа специфики вокальной подготовки студентов педагогических университетов определена структура исполнительской
интерпретации вокальных произведений, а именно единство мотивационного, информационного, технологического и творческого компонентов. На основе теоретико-методологического анализа проблемы исследования, а также обобщения практического опыта доказано, что основой успешной музыкально-педагогической деятельности, важным компонентом профессиональной компетентности учителя музыки является готовность к исполнительской интерпретации музыкальных произведений, критериями которой выделены: эмоционально-ценностный, рационально-познавательный, операционно-деятельностный, личностно-креативный. В процессе экспериментально-исследовательской работы определены
уровни готовности будущих учителей музыки Украины и Китая к исполнительской интерпретации музыкальных произведений (высокий, средний, низкий).
В диссертации определены принципы, педагогические условия, формы
и методы работы над исполнительской интерпретацией вокальных произведений, что стало основой разработки специальной методики работы над исполнительской интерпретацией музыкальных произведений в процессе вокальной подготовки педагогов-музыкантов Украины и Китая. Методика работы над исполнительской интерпретацией разработана на основе герменевтического и компетентностного подходов, предполагала последовательность проведения педагогической работы согласно мотивационно-стимулирующего, информационно-накопительного,
деятельностно-коррекционного, творчески-самостоятельного этапов. Методика успешно апробирована в процессе формирующего эксперимента.
Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на
основе количественных и качественных показателей убедила в том, что
внедренная нами методика работы над исполнительской интерпретацией
музыкальных произведений в процессе вокальной подготовки будущих
педагогов-музыкантов обеспечивает результативность этого процесса в
условиях музыкально-педагогического образования Украины и Китая.