Дисертація присвячена дослідженню проблеми мовленнєвого розвитку дітей
старшого дошкільного віку з моторною алаліє та визначенню ефективних методів і
прийомів формування усного зв’язного мовлення цієї категорії дітей. Досліджено проблему формування усного зв’язного мовлення; визначено
теоретико-методичні аспекти формування усного зв’язного мовлення у дітей
старшого дошкільного віку в загальнопедагогічній та спеціальній літературі,
проаналізовано сучасний зміст та стан організації логопедичної роботи з дітьми з
тяжкими порушеннями мовлення; виявлено стан сформованості усного зв’язного
мовлення у старших дошкільників із моторною алалією; розроблено методику
формування усного зв’язного мовлення у дітей старшого дошкільного віку з
моторною алалією, яка охоплює діагностико-організаційний, корекційнодіяльнісний та функціонально-комунікативний етапи. Визначені педагогічні умови,
що забезпечують ефективність процесу формування усного зв’язного мовлення у
дітей старшого дошкільного віку з моторною алалією; виявлено критерії і
показники, рівні сформованості усного мовлення. Визначено основні тенденції
мовленнєвого розвитку дітей із моторною алалією.
Dissertation is devoted to investigation of problems of speech development of senior preschool children with motor alalia and identifying effective methods and techniques of formation of oral coherent speech for such category of children. In thesis, the problem of formation of oral coherent speech is investigated; theoretical and methodological aspects of the formation of oral coherent speech at preschool children in general pedagogical and specialized literature are defined, modern content and organization of logopedic work with children with severe speech disorders is analyzed; condition of formation of oral coherent speech at the senior preschool children with motor alalia is identified; methodic of forming of oral coherent speech at preschool children with motor alalia, which covers three stages of diagnostic and organizational, correctional-activity and functional-communicative is developed. Psycho-pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of
formation of oral coherent speech at preschool children with motor alalia is defined;
criteria and indicators, levels of formation of oral speech are revealed. Main tendencies of
speech development of children with motor alalia are defined.
Диссертация посвящена исследованию проблемы речевого развития детей
старшего дошкольного возраста с моторной алалией и определению эффективных
методов и приемов формирования устной связной речи этой категории детей.
В работе представлен обобщающий анализ общепедагогической и специальной литературы по проблеме исследования, определены теоретико-методические аспекты формирования устной связной речи у детей старшего
дошкольного возраста, проанализировано современное содержание и состояние
организации логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Определены критерии и показатели сформированности устной связной речи
детей старшего дошкольного возраста. Среди них: формы речевой деятельности
(импрессивная и экспрессивная речь). Показателями сформированности
импрессивной и экспрессивной речи определены: уровни развития фонематического
слуха, словарного запаса, понимание семантики слов и употребление их в
правильном семантическом значении и грамматической форме; грамматический и
синтаксический строй речи: умение составлять диалог, активно участвовать в
разговоре, составлять рассказы творческого характера, поддерживать разговор,
общаться на разные темы, культура речевого поведения, инициативность общения,
сформированность диалогической и монологической речи. Разработана методика диагностики устной связной речи у детей старшего дошкольного возраста, экспериментальным путем выделены уровни сформированности устной связной речи, а также характер нарушения форм устной речи старших дошкольников с моторной алалией. В ходе констатирующего исследования обнаружено, что старшие дошкольники с моторной алалией и с ОНР разного генезиса в сравнении со сверстниками без нарушений речи имеют более низкий уровень сформированности устной связной речи. Определены уровни сформированности каждого компонента устной связной речи по представленным показателям. Экспериментальные данные свидетельствуют, что подавляющее большинство старших дошкольников с моторной алалией имеют низкий и средний уровни сформированности устной связной речи. У детей без нарушений речи - достаточный, высокий и средний уровни. Разработана методика формирования устной связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, которая охватывает три этапа:
диагностико-организационный, коррекционно-деятельный и функционально-коммуникативный. Определены педагогические условия: организационно-педагогические, общедидактические и технологические, обеспечивающие
эффективность процесса формирования устной связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с моторной алалией. Определены и охарактеризованы
основные тенденции речевого развития детей с моторной алалией. Установлено, что эффективность формирования устной связной речи у старших дошкольников с моторной алалией определена коммуникативной направленностью обучения родному языку, использованием кинезиотерапии и соответствующим
коррекционно-педагогическим воздействием. Доказано, что темпы формирования
устной связной речи у старших дошкольников с моторной алалией и с ОНР
различного генезиса повышаются при условии применения комплексного подхода в
процессе планирования коррекционно-речевых задач и определении системы
организационно-методических и коррекционно-логопедических мероприятий по
стимуляции межполушарного взаимодействия, в зависимости от форм речи
(импрессивной и экспрессивной) и коммуникативно-речевых навыков на каждом
логопедическом занятии. В то же время, они зависят от мотива, психоэмоционального состояния и погружения детей в коммуникативно-речевую
ситуацию как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, а также от
активного участия взрослых в коррекционно-логопедическом процессе и
коммуникативной деятельности таких детей. Методика формирования устной
связной речи обеспечивает единство этапов и объединяет их в непрерывный
педагогический процесс, что дает возможность рассматривать ее как целостную
систему. Доказано, что использование методики формирования устной связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в процессе
коррекционно-педагогической роботы является эффективным и способствует
формированию у старших дошкольников всех компонентов речи, а именно,
импрессивной и экспрессивной (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и коммуникативных умений и навыков в разных формах
связной речи). По результатам формирующего этапа эксперимента большинство
детей с моторной алалией достигло среднего и достаточного уровня сформированности устной связной речи.