У дисертації досліджено теоретико-методологічні та методичні засади інтеграції медико-психологічної і педагогічної складових професійної підготовки майбутніх логопедів у вищих навчальних закладах. Здійснено історико-педагогічний аналіз професійної підготовки логопедів. Обґрунтовано загальні й спеціальні принципи та умови інтегративної професійної підготовки, визначено й охарактеризовано його рівні. Визначено загальні закони і закономірності інтегративної діяльності. Розроблено та експериментально перевірено організаційно-дидактичну модель інтеграції медико-психологічної і педагогічної складових професійної підготовки логопедів. На основі розроблених критеріїв та їх показників визначено критеріальні рівні сформованості інтегративних медико-біологічних, педагогічних і психологічних знань.
In the dissertation researched the theoretical and methodological bases of integration of medical, psychological and pedagogical components of the professional training of future speech therapists in higher educational establishments. The historical and pedagogical analysis of the training speech therapists was realized. Grounded the general and specific principles and psycho-pedagogical conditions of integrative professional training speech therapists, identified and characterized its levels. Indicated the general laws and regularities of the integrative activity. Developed and experimentally tested organizational and didactic model of integration of medical-psychological and educational components of the professional training of speech therapists. On the basis of the selected criteria and their indicators identified criterial levels of formed integrative biomedical, psychological and pedagogical knowledge.
В диссертации исследованы теоретико-методологические и методические
основы интеграции медико-психологической и педагогической составляющих
профессиональной подготовки будущих логопедов в высших учебных заведениях. Осуществлен историко-педагогический анализ профессиональной
подготовки логопедов. Проведенный научно-теоретический анализ дал основание рассматривать проблему интеграции в педагогике как продукт сложных диалектических превращений научного сознания, что вбирает в себя достижения мировой культуры и опыт развития образовательных систем. Установлено, что с
началом нового века можно говорить о новом периоде развития интеграционных процессов в различных областях знаний. Предложен новый подход к решению комплексной проблемы интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопедов. Определены классификационные характеристики структурных компонентов интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопедов, которые обеспечивают многогранность рассмотрения объектов познания в их системной целостности, что позволяет выявить пути организации
интегративного познания. Обоснованы общие и специальные принципы и
психолого-педагогические условия интегративной профессиональной
подготовки логопедов, определены и охарактеризованы ее уровни. Обозначены
общие законы и закономерности интегративной деятельности. Проанализированы и охарактеризованы современные технологии профессиональной подготовки, определены особенности и тенденции развития образовательной системы в условиях внедрения Болонской системы, раскрыты проблемы и перспективы развития технологии модульного обучения. Установлены и аргументированы основные положения содержательного наполнения модульной организации интеграции педагогической, психологической и медицинской подготовки студентов высших педагогических учебных заведений, что предусматривает максимальное использование межпредметных связей, учет специфических особенностей той или иной дисциплины, того или иного блока дисциплин. Интеграция составляющих
профессиональной подготовки как динамический, противоречивый, непрерывный процесс предполагает учет специфики профессиональной подготовки, выявление особенностей структурирования предметных и интегрированных знаний, предопределяет применение адекватных форм, методов и средств обучения.
Разработана и экспериментально проверена организационно-дидактическая модель интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопедов. На основе выделенных критериев и их показателей определены критериальные уровни сформированности интегративных медико-биологических, педагогических и психологических знаний. Описаны этапы и методика экспериментальной работы, в процессе которой осуществлена реализация созданной организационно-дидактической модели интеграции медико-психолоической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопедов и представлено научно-методическое обеспечение этой модели, что
обусловливает существенные статистически значимые изменения в
показателях, характеризующих мотивационно-целевой, организационно-
структурный, ценностно-методический, контрольно-аналитический критерии
сформированности интеграционной деятельности. Выделены основные
тенденции формирования профессиональной компетентности на основе
интеграции медико-биологических, педагогических и психологических знаний.
Результаты теоретико-експериментального поиска подтвердили эффективность разработанной методики в процессе профессиональной подготовки логопедов в высшей школе и в последипломном образовании способствует формированию интегративного мышления и обеспечивает их готовность к реализации интегративных знаний в профессиональной деятельности.