У дисертації розроблено та обґрунтовано модель формування творчих здібностей молодших школярів засобами образотворчого мистецтва у позашкільних навчальних закладах. Конкретизовано сутність, зміст та компонентну структуру творчих здібностей (когнітивний, аксіологічний, комунікативний, рефлексивний, праксеологічний) в процесі образотворчої діяльності особистості. На основі дослідно-експериментальної роботи апробовано систему критеріїв (пізнавальний, діяльнісний, емоційнопочуттєвий, комунікативний, психофізіологічний) та рівнів (репродуктивний,
пошуковий, аналітичний, творчий) сформованості творчих здібностей
молодших школярів у позашкільних навчальних закладах. Подальшого
розвитку набули провідні фактори впливу образотворчого мистецтва на
цілісний і гармонійний розвиток творчих здібностей молодших школярів у
позашкільних навчальних закладах.
In the dissertation the model of forming the creative abilities of junior schoolchildren by means of fine art in out-of-school educational establishments has been worked out and grounded. Essence, content and component structure of creative abilities which consist in
interaction of cognitive, axiological, communicative, reflexive and praxeological
components in the process of graphic activity of personality has been concretized.
On the basis of research-experimental work the system of criteria (cognitive, active, emotionally-sensitive, communicative and psychophysiological) and levels
(reproductive, searching, analytical and creative) of formed creative abilities of junior
schoolchildren in out-of-school educational establishments has been approved.
Further development gained the ideas of the influences of fine art on integral
and harmonious development of creative abilities of junior schoolchildren in out-ofschool educational establishments.
В диссертации разработана и обоснованна модель формирования творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства во внешкольных учебных заведениях. Актуальность проблемы формирования творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства во внешкольных учебных заведениях заключается в том, что существует потребность в развитии творческого потенциала младших школьников во внешкольных учебных заведениях. Формирование творческих способностей – это не только изменение задатков ребенка, но и последующее развитие и становление творческих способностей. Методическое обеспечение творческого процесса,
ориентировано в первую очередь, на аспекты изобразительной деятельности,
позволяет раскрыть творческие способности ребенка. Творческие способности младших школьников рассматриваются как сложные интегральные личностные качества, сформированность которых обеспечивает успешную производительную художественно-творческую деятельность личности. Содержание творческих способностей младших школьников во внешкольных учебных заведениях рассмотрено как обобщенная система эмоционально-чувственного отношение к искусству, художественно творческих умений и навыков, художественно-творческих знаний, самопознание художественно-творческой деятельности, коммуникативных и
эмпирических умений и навыков. Соответственно в структуре творческих
способностей младших школьников во внешкольных учебных заведениях выделены когнитивный, аксиологический, праксеологический, коммуникативный и рефлексивный компоненты. Когнитивный компонент творческих способностей младших школьников представлен системой исторических, теоретических, учебно-познавательных художественно-творческих знаний, направляющих детей к выполнению разноплановых и проблемных заданий. Аксиологический компонент
творческих способностей младших школьников предусматривает
эмоционально-чувственное отношение к искусству, предопределяющее
эмоционально-чувственное восприятие ребенка к искусству и окружающему
миру и обеспечивает создание художественного продукта с яркими, экспрессивными, насыщенными эмоциями. Праксеологический компонент творческих способностей младших школьников представлен их художественно-творческой деятельностью, направленной на привлечение к изобразительному искусству учеников. Рефлексивный компонент творческих способностей младших школьников предусматривает самопознание художественно-творческой деятельности ребенка, которое предопределяет осознанный художественно творческий процесс и умение концентрировать свои усилия на успешное достижение целей. Коммуникативный компонент творческих способностей младших школьников представлен системой коммуникативных и эмпирических умений и навыков, ориентирующих детей на производительное сотворчество при решении творческих заданий. Изобразительная деятельность позволяет выявить творческий потенциал ребенка в процессе формирования творческих способностей во внешкольных учебных заведениях. Выделены и охарактеризованы ведущие факторы влияния на формирование и развитие изобразительной деятельности младших школьников, а именно: художественные задатки, мотивация, помощь родителей и педагогов. В ходе теоретического исследования было установлено, что внешкольные заведения, по сравнению с другими образовательными заведениями, приобрели приоритет в воспитании творческой личности. Разработана и экспериментально проверена модель формирования творческих способностей младших школьников средствами изобразительного искусства во внешкольных учебных заведениях, которая функционирует на основе взаимодействия структурных компонентов (когнитивного;
аксиологичного; праксеологического, рефлексивного, коммуникативного) и
реализуется в процессе целенаправленого влияния методов и форм работы,
результат которой является мониторингом сформированности творческих
способностей младших школьников средствами изобразительного искусства.
На основе модели была предложена авторская комплексно-развивающая
программа, обеспечивающая эффективное формирование творческих
способностей младших школьников средствами изобразительного искусства во
внешкольных учебных заведениях, которая прошла апробацию в экспериментальной работе на основе системы критериев (эмоционально-чувственный, деятельный, познавательный, психофизиологический, коммуникативный) и уровней (репродуктивный – низкий, поисковый – средний, аналитический – достаточный, творческий – высокий) сформированности творческих способностей младших школьников.