Дисертація присвячена дослідженню актуальної проблеми формування предметної компетентності з астрономії учнів старшої школи за допомогою засобів наочності, що є важливим напрямом розвитку методики навчання астрономії. У дисертаційному дослідженні розроблено і теоретично обґрунтовано педагогічну модель формування предметної компетентності з астрономії учнів старшої школи за допомогою засобів наочності. Як конкретний спосіб формування предметної компетентності пропонується компетентнісно орієнтована організація навчально-виховного процесу з астрономії в школі. Подальшого розвитку набула система педагогічних принципів загальноосвітньої школи, система наочних засобів навчання астрономії, теорія формування загальноосвітнього рівня предметної компетентності учнів з астрономії; методика формування наукової картини світу, її астрономічної складової за допомогою засобів навчання, методика навчання астрономії; ключові компетенції пов’язані з астрономією. Експериментально підтверджено дієвість використання в навчально-виховному процесі запропонованої системи засобів наочності та педагогічних принципів їх застосування для реалізації мети навчання астрономії в загальноосвітньому навчальному закладі – формування та розвиток предметної компетентності учнів старшої школи.
This research focuses on the actual problem of formation of subject competence in
astronomy in high school students with the help of visual aids which is an important
direction of methods of teaching astronomy development. The research is designed and theoretically grounded pedagogical model of substantive competence in astronomy in high school students with the help of visual aids. As a specific method of forming the subject of competence proposed competency-oriented organization of educational process in astronomy at school. Further development was given to the system of pedagogical principles of general school system of visual learning tools of astronomy, the theory of formation of educational level of subject competence of students in astronomy; methodology of forming scientific world of astronomical component by means of education, teaching astronomy methodology. Experimentally confirmed the effectiveness of use in educational process the proposed system tools illustrative purposes and pedagogical principles, their application to achieve the purposes of teaching astronomy in school - the formation and development of subject competence of senior high school in Astronomy.
Диссертация посвящена исследованию актуальной проблемы формирования
предметной компетентности старшеклассников по астрономии с помощью средств
наглядности на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов в
обучении. Компетентностный подход, в основном, касается цели и результата
образования, которое в значительной мере в будущем определяет и его содержание.
Этот подход большинство исследователей понимают как направленность
образования на развитие личности ученика в результате формирования у него таких
личностных качеств, как компетентности, средствами решения профессиональных и
социальных заданий в образовательном процессе. В диссертационном исследовании разработана и теоретически обоснована педагогическая модель формирования предметной компетентности старшеклассника по астрономии, создана методика формирования предметной компетентности с использованием средств наглядности в учебном процессе. Определена сущность понятий «общеобразовательный уровень предметной компетентности учащихся по астрономии», как наличие у ученика системы прочных знаний по астрономии, которые соответствуют степени подготовки, умение применять эти знания для объяснения природных явлений и процессов с позиции понимания естественно-научной картины мира, решать учебно-практические задачи, способность объяснять современное развитие в областях науки и техники с помощью учебного материала и понятия «наглядные средства обучения по астрономии» - специально созданные объекты, которые используются как источник знаний, для передачи научной информации, формируют учебную среду профиля учебной дисциплины, которые принимают участие в учебной деятельности учащихся, при этом выполняют соответствующие дидактические функции, используемые для передачи учебной информации и корректировки знаний учащихся, и результатом этого процесса должны быть сформированы предметные компетентности. Выделены структура, компоненты и компетенции предметной компетентности по астрономии, определено направления их приобретения. Доказано, что методика формирования предметной компетентности с помощью выделенной системы средств обучения астрономии должна основываться на принципах педагогики среднего образования – соответствие предметной модели тому, что изучается по астрономии, содержанию программы; прочность овладения знаниями, умениями и навыками; сознание, творческая активность и самостоятельность учащихся под руководством учителя; реальность; общетехническая целостность; рациональность и направленность; мультимедийное представление учебной информации. Как конкретный способ формирования предметной компетентности по астрономии предлагается организация учебного процесса с использованием средств наглядности в учебно-познавательном процессе астрономии, которые активизируют учебную деятельность учеников, мотивируют их к обучению и создают атмосферу научного познания картины мира, ее астрономической части, что и составляет путь ученика к формированию предметной компетентности. Признаки сформированности предметной компетентности в учеников старших классов по астрономии, исходя из современных представлений о структуре компетентности и ее компонентов, а именно такие: уровень овладения знаниями (когнитивный компонент); уровень овладения умениями и навыками, опыт проявления компетентности (деятельный компонент); уровень отношения к содержанию компетентности и объекта ее проявления (личностный компонент). В процессе эксперимента доказано, что предложенная педагогическая модель формирования предметной компетентности старшеклассников по астрономии с помощью средств наглядности является оптимальной. Разработана система средств наглядности, усовершенствованная во время экспериментального исследования методика преподавания учебного предмета «Астрономия», методические рекомендации по использованию в учебном процессе информационно-комуникационных технологий, пути усовершенствования традиционных печатно-графических средств обучения, инструктивные материалы для школьных астрономических наблюдений, практические рекомендации по созданию и использованию средств наглядности в учебном процессе, что позволяет реализовать эффективную методику формирования предметной компетентности по астрономии в учеников старших классов.