Дисертаційне дослідження присвячене проблемі формування вмінь джазової імпровізації майбутнього вчителя музики у процесі інструментально-виконавської підготовки. Розкрито сутність, зміст, компонентну структуру вмінь джазової імпровізації майбутнього вчителя музики. Визначено критерії, показники та рівні сформованості вмінь джазової імпровізації студентів музично-педагогічних факультетів. Розроблено й апробовано методику формування вмінь джазової імпровізації майбутнього вчителя музики у процесі інструментально-виконавської
підготовки та експериментально доведено її ефективність.
The thesis is dedicated to the problem of jazz improvisation skills development of teachers in the process of their instrumental performance training. The essence, contents, and structure of the jazz improvisation skills of future music teachers have been revealed in the research. The criteria, indicators, and levels of the jazz improvisation skills of the music students have been determined. The methodology of jazz improvisation skills development of music teachers in the process of their instrumental performance training has been developed and tested, and its effectiveness has been confirmed experimentally.
В диссертации исследуется проблема формирования умений джазовой импровизации будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки. На основе анализа научно-методических источников раскрыта сущность и содержательная характеристика джазового искусства. Выявлено, что джазовое искусство выделяется комплексом оригинальных
выразительных средств: применением импровизации в своей художественной системе, специфической ритмической организацией музыкального материала, своеобразием мелодики, гармонии, формы и исполнительских приемов.
Ретроспективный анализ литературных источников позволил выяснить, что джазовое искусство в процессе своего становления сформировалось в сложную систему с разнообразными стилями, направлениями, течениями. Установлено, что для архаического и новоорлеанского джаза свойственна коллективная орнаментальная импровизация, в чикагском стиле доминирует сольная, вариационная импровизация, в стиле свинг – аранжированная импровизация, в би-бопе – импровизация на аккордовую структуру, в модальном джазе – импровизация на лад, а для фри-джаза характерна свободная импровизация. Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило определить умения джазовой импровизации как способность личности к джазовому музицированию на основе усвоенных специальных знаний и навыков, творчески-поисковых, аналитически-прогностических, претворяющих действий в процессе инструментально-исполнительской деятельности, в результате которой создается творческий продукт.
Определена структура умений джазовой импровизации будущего учителя музыки, которая состоит из таких взаимосвязанных компонентов: мотивационно-эмоционального, когнитивно-познавательного, аналитико-прогностического, творческо-деятельностного. Определены критерии сформированности умений джазовой импровизации будущего учителя музыки: 1) мотивационно-эмоциональный, характеризующий уровень сформированности мотивации к музыкально-творческой деятельности, эмоционально-волевой установки к творчеству, способствующий осознанию будущим учителем музыки значимости
джазовой импровизации для дальнейшей музыкально-педагогической деятельности; 2) когнитивно-познавательный, который характеризует уровень музыкально-художественной эрудиции и объем знаний по джазовому искусству и импровизации в джазе; 3) аналитико-прогностический, который показывает способность осуществлять аналитические действия, предусматривать последствия творческой
деятельности; 4) творческо-деятельностный, который показывает способность создавать джазовую импровизацию в процессе творческого музицирования.
Определены уровни сформированности умений джазовой импровизации будущего учителя музыки: высокий, средний, низкий. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил преимущественно низкий и средний уровни сформированности умений джазовой импровизации будущего учителя музыки.
Обоснована и экспериментально проверена методика формирования умений джазовой импровизации будущего учителя музыки в процессе
инструментально-исполнительской подготовки. Сущность экспериментальной методики заключается в поэтапном формировании умений джазовой импровизации будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки. Определены три этапа реализации предложенной методики: репродуктивный, продуктивный, креативный. Реализации методики формирования умений джазовой импровизации будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки способствовали такие методы: словесные; наглядные;
проблемные задания; оценивание; джазового мелодико-фигурационного, ритмического, мотивного, гармонического варьирования; создание джазового
аккомпанемента; анализ джазовых импровизаций; планирование джазовой
импровизации; группового джазового музицирования; музыкально-творческих заданий; практических джазовых упражнений; художественно-психологической поддержки; самоанализ творческой деятельности. Эффективному формированию умений джазовой импровизации будущего учителя музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки способствовало комплексное соблюдение таких педагогических условий: создание позитивной мотивации к применению джазовой импровизации в инструментально-исполнительской подготовке; диалоговое сотворчество преподавателя и студента в процессе учебной деятельности, учитывание индивидуальных возможностей будущего учителя музыки во время обучения джазовой импровизации. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной методики и подтверждают необходимость ее широкого внедрения в практику музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений.